На федеральном уровне: Инициатором реформы является государство в лице Президента и Правительства. Именно Центральная федеральная власть отвечает перед населением за минимизацию любых возможных негативных последствий реформирования и обеспечение социальной защиты нуждающимся слоям. Определять политику реформирования ЖКХ должно Министерство регионального развития России во главе с В. Яковлевым.
На муниципальном уровне: Как заявлял министр регионального развития В. Яковлев, "Главными в вопросах, связанных с ЖКХ, являются органы местного самоуправления. С 2006 года всеми этими вопросами будут заниматься они. Но мы как правительство не должны уходить от ответственности" ("Московский комсомолец", 03.02.2005).
Это еще один сложный и болезненный вопрос темы ЖКХ, на который нельзя дать односложного ответа. С одной стороны, за рост тарифов на ЖКУ также в сумме ответственно правительство. Сам рост коммунальных тарифов вызван инфляцией. Есть инфляция - есть повышение цен на энергоносители - газ для электростанций, уголь и мазут для ТЭЦ, и т.п., - есть и рост тарифов. В этом смысле, правительство, не сумевшее погасить инфляцию, ответственно за рост тарифов. Порог предельной планки роста тарифов (с учетом прогнозов инфляции), который нельзя переступать, устанавливает Федеральная служба по тарифам. А осуществлять повышение тарифов в рамках этого "порога" дано право органам местного самоуправления - мэриям городов, местным законодательным органам власти. Это сделано из расчета того, что специфические различия экономических условий в регионах не позволяют установить единые нормы для всех субъектов Федерации. И если в силу каких-либо объективных (экономически не сумели уложиться в тарифный "порог", предписанный ФСТ) или субъективных (злоупотребления и т.п.) причин местные органы власти превышают допустимый уровень роста тарифов (как было в ряде регионов зимой 2006 года), то здесь ответственность лежит уже на них.
Согласно новому Жилищному кодексу (ЖК РФ) в России существует четыре вида жилья:
служебные квартиры
социальное жилье, предоставляемое малоимущим гражданам по договору социального найма
жилье, сдаваемое в коммерческий наем
жилье, приобретаемое гражданами в собственность
Для того чтобы сократить ряды очередников, с 2005 г. в ЖК РФ появилось новое понятие - "малоимущий". Право решать, кто попадет в эту категорию, принадлежит региональным властям, поскольку уровень прожиточного минимума в разных регионах России отличается. В новом ЖК РФ сохранено понятие "социальная норма". Ее уровень устанавливают местные органы власти, учитывая степень обеспеченности жильем в своем регионе. Но эта норма должна быть не менее 15 кв. м. общей площади на человека. Для очередников, признанных среднеобеспеченными (живущих в стесненных условиях) предлагается выдача из местных бюджетов адресных беспроцентных жилищных субсидий по программе социальной ипотеки. Из выделенных бюджетных средств они могут заплатить первый взнос по ипотечному кредиту или договориться с банком о снижении.
Примерно 18 рублей на квадратный метр в месяц - таковы средние расценки. В некоторых районах, где работают коммерческие структуры, эта сумма может быть выше - до 23 рублей, например, в Куркино
В каждом городском районе действует центр по обслуживанию потребителей коммунальных услуг. В Москве такие центры называются "Единый информационно-расчетный центр" (ЕИРЦ). Эти центры являются частями системы, которая управляется государственным унитарным предприятием (ГУП) . В районных ЕИРЦ можно узнать всю информацию по вопросам, связанным с оплатой жилищно-коммунальных услуг, перерасчетов, начислений льгот и субсидий. Координаты ЕИРЦ в вашем районе, как правило, можно узнать на сайте районной управы. Информацию по вопросам оплаты электроэнергии можно узнать в Центрах по обслуживанию продаж электроэнергии для потребителей (дочерняя компания ОАО "Мосэнерго" по обслуживанию потребителей). В разделе "Отделения обслуживания" даны адреса всех районных отделений по обслуживанию потребителей в Москве.
Ежегодно в летний период в соответствии с "Графиком отключений горячей воды" в жилых домах отключается горячая вода сроком на 21 день для выполнения работ по подготовке систем теплоснабжения и теплопотребления к работе в зимний период. Это отключение вызвано:
необходимостью проведения гидравлических испытаний тепловых сетей и последующим их профилактическим ремонтом;
ремонтом тепломеханического оборудования источников теплоснабжения и тепловых пунктов, которые в большинстве своем не резервированы.
При отключении горячей воды выполняется ремонт и промывка тепломеханического оборудования источников теплоснабжения, тепловых пунктов и тепловых сетей. После завершения этих работ проводится гидравлическое испытание оборудования и тепловых сетей. Кроме того, согласно рекомендациям СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети" расчетное число суток работы системы горячего водоснабжения принимается - 350 дней. Следовательно, 15 дней - минимальное время для приведения систем в работоспособное состояние. Плата с жителей за период отсутствия горячей воды (21 день) не взимается, так как топливная смета рассчитывается из условий подачи горячей воды в течение 344 дней в год.
Вопросы предоставления субсидий на оплату услуг ЖКХ в настоящее время регулируются статьей 159 «Жилищного кодекса» и Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (Опубликован: "Собрание законодательства РФ", 19.12.2005, N 51, ст. 5547 / "Российская газета", N 288, 22.12.2005) и нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, принятых с учетом особенностей каждого региона. При расчете субсидии учитывается общий совокупный доход всех членов семьи, получаемый в денежном и натуральном выражении. Расходы семьи, в том числе плата за обучение в расчете не участвуют.
В рамках действующего законодательства физическому лицу нельзя купить, приватизировать и пр. земельный участок, на котором находится не только его личное жилище, но и квартиры других жильцов многоквартирного дома. Если до введения нового Жилищного кодекса, то есть до 1 марта 2005 г., в отношении земельного участка были проведены все необходимые землеустроительные работы, на этот земельный участок у собственников квартир или собственников нежилых помещений есть землеустроительное дело и органом местного самоуправления утвержден проект границ данного участка и в отношении земельного участка проведен государственный кадастровый учет, т.е. у собственников квартир или собственников нежилых помещений имеется на руках кадастровый план земельного участка с указанием его кадастрового номера, выданный специально для целей государственной регистрации прав, то Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, также переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме после соблюдения следующего порядка: проводится общее собрание собственников квартир и собственников нежилых помещений; на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в землеустроительную организацию за проведением землеустроительных работ; (Работы по межеванию жилых кварталов в Москве ведутся в соответствии с графиком, утвержденным постановлением столичного правительства. Уже проведено межевание четырехсот кварталов, а полностью разделение участков предполагается завершить до конца 2007 года. Тогда все необходимые документы заявители смогут получить в службе "одного окна" в Департаменте земельных ресурсов г. Москвы (бывший Москомзем), он расположен по адресу: ул. Бахрушина, 20. Участки жильцам будут передаваться в долевую собственность безвозмездно, а для того, чтобы ускорить этот процесс, жители многоквартирного дома могут провести межевание и за свой счет (это будет сумма порядка 12 - 16 тыс. рублей).) на основании проведенных землеустроительных работ орган местного самоуправления распорядительным актом (постановлением, распоряжением) утверждает проект границ данного земельного участка; затем уполномоченное указанным собранием лицо осуществляет постановку земельного участка на кадастровый учет и получает кадастровый план земельного участка с указанием его кадастрового номера, в котором будет указано, что кадастровый план выдан для целей, не связанных со строительством.
Регистрация управляющей компании проводиться в соответствии с федеральным законом N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Для государственнойрегистрации создаваемой компании, в регистрирующий орган должны быть представлены:
- заявление о государственной регистрации - решение о создании в виде протокола общего собрания (подлинник или нотариально заверенная копия); - 2 экземпляра устава (прошитые,пронумерованные и утвержденные); - квитанция об уплате госпошлины за регистрацию. В соответствии с п.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов,установленных Законом N 129-ФЗ.
При принятии решения о выборе системы налогообложения следует ознакомиться с Главой 26.2 части второй НК РФ. Управляющей организацией может выступить либо юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы), либо индивидуальный предприниматель, некоммерческая организация.
Управляющая организация (многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией) в течение обусловленного срока обязуется оказывать услуги или выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги (например, по водо-,газо- и теплоснабжению и т.д.). Кроме того, управляющая организация вправе осуществлять и любую иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом за плату и извлекать прибыль;
специалисты Юридической службы ООО "Тета-Консалтинг"