Городские власти не скрывают своих намерений и заявляют, что такой вариант привлечения инвестиций, как передача в концессию коммунальных предприятий "Вода" и "Харьковский аэропорт", очень даже возможен. "Мы ищем любые варианты привлечения инвестиций, в том числе рассматриваем и такой путь, как концессия, — говорит секретарь городского совета Геннадий Кернес. — Потому что инвестиции нам необходимы. На каких условиях? Это будет решаться гласно, открыто, на сессии городского совета, с условиями, требованиями, обязательствами. Наша задача — создать такие условия для инвесторов, чтобы мы могли привлечь объемные инвестиции и чтобы потребители могли получать качественные услуги".
"В Одессе есть Привоз, а в Харькове его нет" Пока что ясности в вопросе, какие именно фирмы претендуют на получение в концессию коммунального предприятия "Вода", нет. Чиновники неохотно идут на разговор о концессии, в основном их комментарии не выходят за рамки общих фраз. Поэтому журналисты заполняют информационный вакуум своими методами, добывая сведения, как любят говорить государственные мужи, в рамках действующего законодательства. Так, новостям АТН удалось выяснить, что "наиболее вероятным претендентом на роль концессионера для харьковского водопровода является ООО "Росводокана", предприятие, имеющее у себя на родине, в России, неоднозначную репутацию". Известно, что "Росводоканал" довел до банкротства несколько вполне стабильных предприятий, занимающихся водоснабжением крупных городов РФ. Но всплывет ли в Харькове именно ООО "Росводоканал" — это еще вопрос. Что мешает любому другому обществу с ограниченной ответственностью и с определенными намерениями принять участие в концессионном конкурсе? Пусть это будет не "Росводоканал", а какое-нибудь другое ООО. Почему вероятная передача одного из стратегических объектов города вызывает у харьковчан беспокойство? Потому что ни один инвестор не станет вкладывать деньги в предприятие просто так, из любви к искусству. Очевидно, что инвестиции должны окупиться. А по информации Геннадия Адольфовича, инвестиции предполагаются немалые: "Это не один миллион и не десять миллионов, это сотни миллионов условных единиц. Мы должны найти инвестора для КП "Вода" для того, чтобы снизить те потери, которые мы имеем, а возможно, и норму потребления воды (она сегодня одна из самых высоких по Украине. — Прим. авт.) Только с привлеченными инвестициями мы сможем данное предприятие реформировать и модернизировать. Сегодня мы проводим ряд мероприятий, инвентаризацию… Я думаю, что концессия как форма управления, привлечения инвестиций сегодня Харькову очень нужна. Она уже была подтверждена успехом в других городах и регионах". — А как же Одесский водоканал (мы уже писали, что там концессия провалилась. — Прим. ред.)? — Я вам хочу сказать: в Одессе есть Привоз, а в Харькове его нет…
В дебрях закона О серьезности намерений муниципальных властей говорит то, что в конце июля на сессии городского совета была создана концессионная комиссии. Все вопросы, связанные с концессией, регулируются Законом Украины "О концессии", который появился в 1999 году. Этим законом предусмотрена передача в концессионное управление предприятий как государственной, так и коммунальной форм собственности. Итак, по закону объектами концессии могут быть предприятия, которые занимаются водоснабжением и водоотведением; предоставлением услуг общественного транспорта; сбором и утилизацией мусора; строительством и эксплуатацией дорог, портов, аэропортов; предоставлением телекоммуникационных, почтовых услуг и услуг ЖКХ; производством и транспортировкой электроэнергии и природного газа. Также можно передавать в концессию объекты соцкультбыта (кроме тех, что находятся в рекреационных зонах), предприятия, занимающиеся ритуальными услугами, общественным питанием, строительством жилых домов, отелей, туристических комплексов.
В общем, действуя в рамках закона, в нашей стране можно сдать в "эффективное управление" частным структурам почти все — от аэропортов и водоканалов до гостиниц и кладбищ.
Процитируем Закон "О концессии". "Концессия — предоставление с целью удовлетворения общественных нужд уполномоченным органом местной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу (субъекту предпринимательской деятельности) права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии (ограниченное сроком платное владение) при условии, что субъект предпринимательской деятельности (концессионер) берет на себя обязательства по созданию и управлению объектом концессии, имущественную ответственность и возможный предпринимательский риск". Основными принципами концессионной деятельности являются: законность, государственное регулирование, взаимная выгода сторон концессионного договора и, что немаловажно для потребителей, обеспечение их законных прав и интересов. Как следует из закона, объект, переданный в концессию, сохраняет правовой режим имущества, то есть если речь идет о коммунальном предприятии, оно остается в коммунальной собственности города до завершения срока договора. В дальнейшем может рассматриваться вопрос о приватизации объекта.
Вместо послесловия Как известно, главным противником передачи КП "Вода" в концессию является бывший руководитель коммунпромвода Валерий Петросов. Он стал одним из авторов зарегистрированного Верховной Радой законопроекта, по которому из Закона "О концессии" необходимо исключить возможность передачи частным структурам в управление стратегических объектов жизнеобеспечения городов, к которым относится и водное хозяйство Харькова. У харьковских депутатов уже есть положительный опыт отстаивания интересов громады в парламенте. Так, народный депутат Украины Алла Александровская инициировала, а Верховная Рада приняла поправку о запрете передачи в концессию парков и других рекреационных зон. Напомним, что не так давно — пару лет назад — городские власти имели намерение передать в концессию несколько городских парков.