ИА REGNUM.RU
ИА REGNUM: Прошло только два месяца, как вы вступили в эту должность, и все-таки: удалось ли нащупать "болевые точки" в отрасли?
"Болевые точки" звучит, по моему, как-то слишком обостренно. Я бы пока не стал называть вопросы, которые обозначил для себя, "болевыми точками". Проблемы есть, и не только в строительстве. Все-таки наше министерство называется Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры, поэтому проблемы можно разделить на несколько блоков.
Возьмем, собственно, строительство, строительную индустрию. Здесь, на мой взгляд, есть проблемы, возникающие при формировании градостроительной документации, при принятии архитектурно-планировочных решений, при принятии решения о строительстве того или иного объекта. Президент республики очень внимательно (я бы даже сказал, жестко) относится к строительству наших городов, их благоустройству. В свете этих требований и требований 21-го века, в котором мы живем, построить "а бы что" и "а бы как", не думая о будущем, уже неправильно. Мне кажется, есть проблема вот именно в этом вопросе, и мы ищем сейчас пути ее решения.
Особенно это важно, актуально в строительстве малых городов. Когда мы говорим о градостроительстве, об архитектурных решениях, мы как-то замыкаемся на городах Чебоксары, Новочебоксарск, ну, может, еще Канаш. А ведь есть малые города, есть районы, в которых тоже нужно формировать архитектурную среду. Но штатные архитекторы, к сожалению, есть только в четырех муниципальных образованиях. Во всех остальных... я не скажу, что это дело пущено на самотек, скорее - нет достаточно организованной работы.
Исходя из того, что нет продуманных, взвешенных, тщательно отработанных на градостроительных советах (с обсуждением общественностью) проектов, возникают порой неправильные решения, которые не красят ни город, ни среду обитания. И здесь есть над чем работать. Пока это одно из первых моих впечатлений. А вывод таков: нужно привлекать серьезные творческие коллективы архитекторов, градостроителей (может быть, не только из Чебоксар), чтобы выйти на какой-то более высокий уровень. Хотя у нас есть талантливые специалисты, и это бесспорно. Второй вопрос в строительстве можно сформулировать так: когда мы определим - что, где и как красиво построить, нужно понимать - чем строить и из чего. Хотя в Чувашии строительная индустрия сегодня существует, она уже не отвечает современным требованиям. Стыдно признаться, но (и все строители это прекрасно знают) облицовочный кирпич, облицовочный материал мы везем, образно говоря, "из-за трех морей" - из Саратовской, Нижегородской областей, Татарстана...
ИА REGNUM: Это проблема предприятий? Ведь у нас два завода - в Чебоксарах и в Новочебоксарске.
- Да, можно сказать, что это проблема предприятий. Но она уже переросла в проблему всего строительного комплекса. У нас сегодня нет не только облицовочных материалов, у нас практически не применяется пенобетон, мало используется теплоизоляционных конструктивных материалов... Об этом можно много говорить. Непринятие в свое время необходимых решений привело к потере темпа. Я повторюсь, проблема предприятий превратилась в проблему всего строительного комплекса. Вот здесь, наверное, как-то не сориентировалось министерство градостроительства, не проявило той активной настойчивой, позиции какая необходима при выполнении проектов.
ИА REGNUM: Индустрия строительных материалов - это единственное упущение в работе министерства?
Нет. Еще один блок серьезных вопросов - жилищно-коммунальное хозяйство, которым тоже ведает Минстрой. Сегодня только ленивый не ругает наше ЖКХ, только человек, который считает себя совершенно бездарным, думает, что он не разбирается в проблемах ЖКХ. Хотя это очень серьезная, большая и болезненная отрасль. Связано это с тем, что ЖКХ оказывает услуги населению каждый день и каждый день сталкивается с гражданами, что называется, "лицом к лицу". Самая большая проблема заключается в том, что современный житель, осознав свои права, начинает требовать предоставления ему качественной, гарантированной услуги. За те средства, по тем тарифам, которые он оплачивает. И это совершенно справедливо. Но наше ЖКХ, к сожалению, сегодня, не всегда готово дать такие гарантии. Это касается всего: теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, содержания жилья... То есть, обслуживание всего жилищного сектора и его содержание.
Здесь - масса проблем. Главная, и ее много раз уже озвучивали, это - безусловное повышение качества услуг, гарантированное предоставление услуг по тем стандартам, которые определены в полном объеме. Это - снижение темпов роста тарифов, а они будут расти (здесь не надо никого обманывать и самообманываться), это объективно, это закон экономики. Но вот снижение темпов роста тарифов нужно обеспечить. Это проблема. И в этой части, безусловно, нужно большую работу провести по организации снижения издержек, становления жилищно-коммунальных услуг.
Вторая проблема ЖКХ, которую мы обязаны решить: отрасль в кризисном состоянии из-за обеспечения оплаты за предоставленные услуги. Сегодня сбор платежей за предоставленные услуги, увы, далек от того, что должно быть на самом деле.
ИА REGNUM: Сколько это в цифрах?
По разным отраслям, по разным районам сбор платежей держится на уровне 94-95%, это в лучшем случае. Но если учесть, что в тарифах рентабельность заложена, максимум, 4-5%, а оплата населением за услуги ЖКХ составляет 89-90% доходной части, то фактически предприятия остаются без средств на развитие. Что недоплачивается, все в конечном итоге тем или иным образом списывается... И предприятия ЖКХ работают в условиях жесткого недофинансирования своих потребностей. Вот эту проблему нужно решать.
Каким образом? Один из путей решения - разделить плательщиков на несколько групп. Если граждане не могут платить за оказываемые им услуги ЖКХ, значит, нужно предоставлять им адресную помощь, использовать систему субсидий, адресной поддержки и прочие мероприятия.
Но есть категория людей, которые не хотят платить. Даже если дать им средства на оплату, они их израсходуют не по назначению, а на удовлетворение каких-то своих потребностей. Считаю, здесь нужно решать вопрос о совершенствовании законодательной базы, привлекать этих людей в судебном порядке, создавать какие-то обменные фонды, механизмы того, чтобы выселять их с занимаемых площадей, лишать возможности получать эту услугу.
Повторюсь, предприятия должны предоставлять услуги качественные, по современным стандартам и в полном объеме, гарантированно. За это они должны получать оплату по обоснованным тарифам. Вот это задача ЖКХ. Дополнительно отмечу, что на подготовку к новому отопительному сезону 2006-2007 потребуется более 40 млн. рублей поддержки из республиканского бюджета дополнительно к собственным средствам предприятий ЖКХ.
ИА REGNUM: Как Вы относитесь к тому, чтобы жилищно-коммунальный комплекс был частным? По вашему, он должен быть полностью частным, или государству все-таки стоит оставить какую-то его часть?
В жилищно-коммунальное хозяйство должен активно приходить частник. И нужно создавать ему условия для работы. Но полностью отдавать частнику жилищно-коммунальную структуру, я считаю, неправильно. Необходимо выработать механизмы передачи при сохранении контроля, при сохранении части собственности на паритетных началах. Государство уже ушло из этой сети. А вот муниципальная собственность осталась и должна остаться. Это - сети, жилье, это инфраструктура. Механизм передачи части собственности в эксплуатацию, долгосрочная аренда, концессии, еще какие-либо формы - они должны быть наработаны, отработаны и запущены. Точно так же должен быть четкий механизм возврата этой собственности в случае, если частник не выполняет заданные параметры договора. Основной принцип: обоснованные тарифы, качественное предоставление услуг, гарантированное предоставление этих услуг в полном объеме.
ИА REGNUM: Какова у нас доля частного бизнеса в этой сфере?
В процентном соотношении я сейчас не скажу, но могу назвать примеры. Скажем, в Чебоксарах, Городские электрические сети - это открытое акционерное общество, то есть, частная структура. Какая доля, чьей собственности - это уже вопрос следующий. Тепловые сети - ООО "Коммунальные технологии" - это частная структура, которая взяла в долгосрочную аренду весь имущественный комплекс. То же самое сегодня происходит по плану приватизации в других городах республики. Город Марпосад, например. Водоканал - открытое акционерное общество, электросети - тоже ОАО. В других городах республики есть акционерные общества в области тепло- и газоснабжения, в обслуживании жилых домов. Их много, все больше частников приходит в ЖКХ. Доля уже значительная и с каждым годом, я даже скажу - месяцем, растет. И это, наверное, правильно.
Еще одна проблема, которой занимается по своему статусу министерство, это дорожное строительство и транспортное обслуживание населения. Одна из составляющих этой проблемы - обилие маршруток, которые превратили ситуацию на дорогах в критическую.
Транспортное обслуживание населения сегодня - самая большая головная боль нашего министерства. На мой взгляд, в республике у нас пока нет полностью сформулированной концепции по организации пассажирских перевозок автотранспортом (как внутригородских, так и междугородних)... Есть определенные элементы неуправляемости ситуацией, и мы это уже начинаем ощущать. Достаточно посмотреть на наши улицы, когда много частных перевозчиков, наши пресловутые "Газели" идут по 10-12 штук подряд, устраивают гонки на дорогах. Аналогичная ситуация - на пригородных перевозках. В то же время на каких-то направлениях "маршруток" днем с огнем не сыщешь. Есть такие места, куда частный перевозчик идти не хочет. В итоге все эти трудные участки перекладываются на плечи муниципальных или государственных предприятий. И получается парадоксальная ситуация: они, по сути, изгнаны с выгодных маршрутов и вынуждены обслуживать маршруты, невыгодные во всех отношениях. У предприятия в итоге катастрофически ухудшаются результаты финансово-экономической деятельности, а частный перевозчик тем временем процветает....
ИА REGNUM: Как призвать частных перевозчиков к порядку?
Очень просто. Нужно подсчитать объемы перевозок, определить долю. Скажем, 60% перевозок осуществляет государственный и муниципальный транспорт, остальные 40 - частники. Затем надо выяснить количество, необходимое для перевозок другим транспортом. Выставить их на конкурс, чтобы сохранить рыночные условия. То есть, сказать: вот вам 40%, конкурируйте. Допустим, в городе 200 "Газелей" или 300, а нужно 100. Вот кто выиграет, тот и будет работать на трассе. Будет возить, сколько нужно. А хочет больше, лучше - пусть меняет свой транспорт на другой. Только так!
В этой ситуации задача министерства (и по поручению президента мы уже начали аналитическую работу, проводим мониторинг сервиса) - принять, выработать концепцию взвешенного подхода к решению этой проблемы. И когда мы ее решим, я думаю, не будет тех массовых обращений в министерство, к президенту от наших уважаемых пенсионеров, дачников, других граждан с жалобами на недостатки в транспортном обслуживании.
ИА REGNUM: Мэрия Чебоксар несколько раз пыталась упорядочить работу частных перевозчиков, но пока ничего не получилось...
Потому что не было комплексного подхода. Проблему нужно решать совместными усилиями - усилиями государства и муниципальных органов власти. Сюда я бы еще добавил участников процесса перевозок. Дело в том, что добросовестные перевозчики, которые заинтересованы в качественном обслуживании граждан, сегодня тоже страдают от дикого, неорганизованного извоза. Потому что качественный, назовем его так, перевозчик вкладывает средства в приобретение нового подвижного состава, он заинтересован в привлечении к работе хороших водителей. Он платит высокую зарплату и т.д. А значит, несет издержки. Чтобы не было хаоса, нужно сформировать нормальную, хорошую, конкурентную среду с четкими, ясными, прозрачными правилами доступа на этот рынок. И тогда все заработает...
ИА REGNUM: Когда? Как быстро это произойдет?
Думаю, речь идет о месяцах... Легко это не получится... Нужно провести серьезную аналитику, выработать правила игры. И это должны быть честные, прозрачные правила, которые не позволяют ни административному ресурсу, ни кому-либо еще влиять на ситуацию со стороны. Будет прозрачность, доступность, тогда из этого бизнеса уйдут случайные люди, уйдет теневой бизнес.
ИА REGNUM: Александр Николаевич, ваше министерство - одно из четырех, на которые возложена задача реализации приоритетных национальных проектов. Как в республике обстоит дело с проектом "Доступное и комфортное жилье"?
Здесь я бы ответил так: сегодня - только начало пути. Мы подготовили материал на участие во всех программах и подпрограммах проекта, подали заявки на конкурсы. В определенных программах мы прошли первый этап, по другим - предварительный. Например, участвуем в программе "Подготовка площадок". Мы подали заявку в Мирегионразвития РФ на четыре площадки в Чебоксарах - и все они прошли первоначальный отбор. Это - район Соляное, "Волжский-3", микрорайон по ул. Б.Хмельницкого, на Восточном косогоре (центральная часть).
Подали мы заявку и на участие в программе "Малоэтажное и быстровозводимое жилье". Строительство этих объектов мы предлагаем на разных площадках - в Соляное, на ул. Гладкова, Заовражная и Сосновка. Есть площадки в Канаше, Новочебоксарске. Материалы поданы, но сегодня говорить о том, что мы в этой программе будем участвовать, что мы победим, мне кажется - это преждевременно.
Могу лишь сказать, что у "Внешторгбанка", который рассматривал наши площадки, есть желание в их освоении в рамках проекта "Доступное и комфортное жилье". У инвесторов сегодня наблюдается интерес к Чувашии и ее проектам, есть понимание того, как правительство к этому относится, положительная оценка предварительной подготовки строительных работ. Но все эти проекты сейчас находятся в стадии технической проработки вопроса. Что совершенно нормально: у первого принципиального решения обязательно должна быть техническая проработка проекта. По ее результатам инвестор обычно и делает заключение: "Да, мы туда идем".
ИА REGNUM: Когда говорят "жилье дорогое", обычно добавляют: "мало строят". То есть, зависимость прямая: мало строят, значит жилье дорогое. В Чувашии строят много. Уровень жизни, как утверждают, не очень высокий. А жилье все равно дорогое. В чем тут секрет?
Раз цены высокие и жилья не хватает, значит, строят еще мало. Значит, нужно наращивать и наращивать предложения на рынок жилья. Цены только тогда остановятся и станут ниже, когда рынок будет насыщен жильем. А сейчас жилья не хватает. Особенно - одно- и двухкомнатных квартир для молодых семей. Возможно, еще и потому, что у нас достаточно неплохо развита ипотека. По этому показателю республика занимает одну из лидирующих позиций. В Чувашии многое делается по поддержке молодой семьи. И это не просто слова. Могу привести цифры. К примеру, в этом году на поддержку молодой семьи в республиканском бюджете заложено 240 млн. рублей. Получаем мы средства и из федерального бюджета, в этом году - 80 млн. рублей. Кроме того, в бюджете предусмотрено 54 млн. рублей на социальную ипотеку. Все это вместе дает возможность только по ипотеке улучшить свои жилищные условия более одной тысячи семей. Если умножить эту цифру условно на 70 кв. метров (обычная двухкомнатаная квартира), получается 70 тыс. кв. метров жилья - только по молодежной ипотеке. Согласитесь, достаточно приличная цифра.
Растет уровень жизни, качество жизни. И - большое желание граждан улучшить свои жилищные условия. Если же говорить о низком уровне доходов у нас в Чувашии, то на сей счет (это мое мнение) сегодня нет точной информации. Все мы знаем, что наиболее активная часть населения Чувашии сейчас работает на Севере, в нефтегазовой, нефтедобывающей отрасли. Учитываются ли их доходы в среднем уровне по Чувашии? Я сомневаюсь. У нас значительное количество граждан, особенно в сельской местности, работает на стройках Нижнего Новгорода, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени. Они получают достаточно высокие зарплаты. Учитывается ли эта категория населения в определении уровня доходов в среднем на душу населения? Если и учитывается, то не думаю, что в полном объеме. Сегодня мы не знаем о реальном уровне доходов населения нашей республики. И поэтому увязывать высокий спрос на жилье с очень низкими доходами населения - наверное, не совсем корректно.
ИА REGNUM: Вы говорите, что мало строят. Может, проблема - в монополистах, которые не пускают на рынок жилья новичков?
У нас действительно были проблемы и с подготовкой, и с отведением земельных участков под строительство. Но дело не только в этом. Может быть, нужно говорить о неготовности нашего строительного комплекса к большим объемам в строительстве. Это - с одной стороны. А с другой - нежелание наших ведущих строительных организаций наращивать эти объемы. Потому что можно выполнить всю работу в течение года-двух, но потом, вполне вероятно, нечего будет строить. Может так случиться, что рынок не будет востребован ни через три, ни через четыре, и даже пять лет. Гораздо удобнее для себя растянуть программу освоения микрорайона на пять-шесть лет, обеспечить плавную загрузку своих мощностей, своих строительных организаций. И такой момент может быть.
А еще - неготовность нашей отрасли стройматериалов к увеличению объемов строительства. Мы только что говорили, что везем кирпич и различные изделия из-за пределов Чувашии. И как мы при этом увеличим рост строительства? Если сегодня мы не обеспечим себя строительными механизмами, если не увеличим их количество в два-три раза, то чем мы будем строить? У нас просто кранов не хватит! Весь этот комплекс вопросов нужно решать. А помочь здесь может национальный проект "Доступное и комфортное жилье", в рамках реализации которого очень много внимания уделяется как раз решению этих сопутствующих вопросов.
Но добиться качественного рывка все равно будет тяжело. Эксперты, которые приезжают к нам, в первую очередь смотрят на нашу базу. Потому что главный вопрос: а на базе чего мы будем увеличивать жилищное строительство? Поэтому есть масса факторов, которые складываются в этой ситуации. При наших высоких темпах строительства, весьма высоких (и мы абсолютно справедливо - одни из лидеров в ПФО и в России по этой позиции) есть еще моменты, которые нас сдерживают.
ИА REGNUM: Много говорят сейчас о проекте быстровозводимого жилья. Участие в этом проекте каким-то образом связано с нашим домостроительным комбинатом, который должен быть реанимирован? И вообще, есть у него возможность заработать как прежде?
Сегодня реанимировать наш ДСК в том виде, в каком он был, и начинать строить панельки, какие он строил, - абсолютно неправильный путь, путь в никуда. Нам нужно комплексно реконструировать комбинат, делать нормальные проекты, возводить нормальное жилье. Кстати, когда говорят, что панельное домостроение умерло, это неправильно. И неправы те, кто говорит, что для нашей климатической зоны оно не подходит. Во всех северных странах очень высок процент панельного домостроения. Но проекты, по которым возводится такое жилье, настолько современны, они учитывают все климатические условия, все требования по теплооизоляции, по качеству... И если мы будем наши домостроительные комбинаты реконструировать в таком направлении, панельное домостроение будет востребовано. Это и будет быстровозводимое комфортное жилье, которое позволит поставить на поток строительство. Но оно, повторюсь, должно быть качественным. Сегодня просто нужно инвестировать в такое домостроение, максимально быстро развивать данные технологии. Где-то реконструировать, модернизировать, реанимировать эти предприятия. Возьмем тот же Новочебоксарский ДСК. Комбинат можно будет реконструировать, реанимировать - и он начнет нормально работать. Вот это и есть массовое строительство.
ИА REGNUM: Вернемся к Вашим словам о доходах населения. Как Вы считаете, миф о недоступности жилья - только миф? Можно сказать, что сегодня жилье реально доступно гражданам?
- Можно сказать, что сегодня жилье доступно семьям со средним достатком. Совокупный доход семьи в 12-15 тысяч рублей позволяет участвовать в строительстве жилья через ту или иную схему ипотечного кредитования. Для семьи, скажем, из трех человек эта сумма сегодня не так велика, согласитесь. Вот это - семья со средним уровнем дохода. Да, малообеспеченные семьи, с более низким уровнем дохода, для них сегодняшние условия ипотеки практически недоступны, надо это констатировать. Но мы подошли к уровню, когда семья со средним достатком уже может себе позволить участвовать в ипотеке по строительству жилья. Это, я считаю, очень большое достижение.
ИА REGNUM: Эксперты утверждают, что ипотечный кредит сейчас берут, как правило, на вторичное жилье. Это тенденция?
Да, и она вполне объяснима. Те, у кого есть ресурс уже существующего жилья, которое переходит, вторичное, имеют возможность использовать его для участия в программах приобретения нового жилья. Или же, реализовав это жилье и какие-то накопления, вовсе не участвовать в ипотеке, а просто его приобретать. По сути, это первый, стартовый капитал, который позволяет семье улучшить свои жилищные условия без особых проблем. Поэтому семьи со средним достатком, наиболее активные, молодые, ищут свой вариант, чтобы улучшить свои жилищные условия. И вторичное жилье пока наиболее привлекательно.
ИА REGNUM: Как Вы думаете, снизить цены на жилье - это возможно?
В сегодняшней ситуации, которая сложилась на рынке, наверное, говорить о снижении цен весьма проблематично. А вот остановить безудержный рост цен - вполне реально. Строительная политика это позволяет. Можно и нужно максимально развивать строительство жилья. Будут предложения, будет и спрос.
Мы провели большую работу - это доступ к строительным площадкам через национальные проекты: доступ публичный, прозрачный... А снизить темп стоимости жилья или прекратить его рост может развитие наших строительных организаций, строительной индустрии, стройматериалов, чтобы не было проблемы - чем строить и из чего строить. И, конечно, дальнейшее развитие ипотечного кредитования. Нельзя сказать, что сегодня здесь все благополучно. Будем решать еще вопросы привлечения в ипотеку дополнительных средств, снижения процентных ставок, субсидирования процентных ставок, первоначального взноса.
Сегодня мы практически подошли к тому, что снизили кредитную ставку до 12-13%. Задача - снизить еще, как минимум, на 5. И это - не социальная ипотека (там другие цифры). Надо только понимать, что Чувашия - это не какой-то закрытый, отдельный регион. Чувашия не существует вне экономики России. Поэтому многое будет зависеть от ситуации в стране, от конъюнктуры, которая сложится на рынке банковского капитала, на рынке финансовых услуг. Все это нужно видеть в комплексе. А пока могу сказать, что в стране складывается достаточно благоприятная ситуация. Так что будем надеяться...
ИА REGNUM: Вопрос по поводу снижения процентных ставок. Изначально банки кредитовали под 19% годовых, сейчас, как Вы только что сказали, под 12-13%. Но люди, взявшие ипотечный кредит еще тогда, так и продолжают платить 19%. Чтобы восстановить справедливость, президент Чувашии недавно обратился к коммерческим банкам, расположенным на территории республики, с предложением о перекредитации заемщиков. Какова была реакция банков на это предложение, кто-то его поддержал?
Да, практически все: "Чувашкредитпромбанк", "Автовазбанк", "Банк Москвы", "Росбанк"... Сейчас идет пересмотр кредитных договоров, переоформление. Сбербанк, правда, пока не принял окончательного решения, но мы должны понимать, что это наиболее консервативный, наименее поворотливый банк. Для того, чтобы принять решение, нужно получить "добро" из головного банка с центральным офисом в Москве. Но Сбербанк занимается этим вопросом, изучает наше предложение. Так что будем работать дальше.
ИА REGNUM: И все-таки, Александр Николаевич, согласитесь: обычному человеку, даже хорошо информированному, тяжело попасть в разного рода программы, по которым можно получить субсидию или льготный кредит. Очень часто в этой связи говорят о коррумпированности чиновников. Да и вообще строительный рынок считается одной из самых коррумпированных отраслей. Есть в Чувашии уголовные дела, в том числе - по реализации нацпроекта?
В аппарате министерства строительства я работаю только два месяца и делать какие-либо выводы о степени коррумпированности чиновников, считаю, мне пока рано. Во всяком случае, у меня таких фактов, сведений нет. А слухами я просто не хочу пользоваться. Что касается национальных проектов, на сегодня ни одного рубля на их реализацию еще не выделено, и говорить о том, кто, как и на сколько ими воспользовался - тоже пока рано.
ИА REGNUM: О новом руководителе говорят как о "новой метле". Какая-то реорганизация в министерстве сейчас происходит, будет происходить?
Я не сторонник таких подходов, когда пришел и сразу все поменял. Надо сказать честно: я человек, который пришел извне. Я не из этой административной системы. Поэтому, чтобы объективно оценить работу служб, отделов, сделать правильные выводы, нужно определенное время. Но перемены будут. Будет меняться в определенной степени и структура министерства, наверняка будут кадровые перестановки, потому что сегодня кто-то уже не соответствует современным требованиям. Ну а кто сможет подтянуться - тот подтянется.
Справка ИА REGNUM: Александр Николаевич Гончаров родился 1 апреля 1956 года в Белебеевском районе Башкортостана. В 1978 году окончил Ивановский энергетический институт имени В.И.Ленина по специальности "инженер-электрик", в 1995 году - Санкт-Петербургский государственный технический университет по специальности "инженер-экономист". Профессиональную деятельность начал в 1978 году - мастером электрического цеха предприятия "Каунасэнергоремонт" (г. Каунас, Литва), с 1981 по 1982 год - старший мастер электрического цеха производственного предприятия "Камэнергоремонт" (г. Нижнекамск). В период с 1982 по 2003 год - сначала на предприятии "Чувашэнергоремонт", затем на Чебоксарской ТЭЦ № 2 "Чувашэнерго" в качестве заместителя директора. До апреля 2006 года работал директором Чебоксарского муниципального унитарного проектно-производственного предприятия "Теплосеть". Женат, воспитывает двух сыновей.