на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Публикации > Частный бизнес в ЖКХ > Бизнес в сфере ЖКХ: От малого до великого

Бизнес в сфере ЖКХ: От малого до великого


14.05.2008



www.abm.r52.ru

Андрей МАКОВ


История бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Нижнем Новгороде насчитывает уже почти 10 лет. Однако риски для предпринимателей не уменьшились. Сегодня наиболее успешны лишь крупные предприятия и в первую очередь те из них, кто предлагает заказчикам комплексное выполнение работ.

Залог успеха – дружба с властью

Очевидно, что сфера ЖКХ является одной из самых стабильных отраслей экономики, поскольку услуги, оказываемые населению, всегда востребованы. Сегодня все чаще говорится о необходимости более активного вхождения бизнеса в жилищно-коммунальное хозяйство. «Реформы, проводимые в сфере ЖКХ, направленные на привлечение бизнеса в эту отрасль, безусловно, дают положительные результаты, – отмечает Игорь Фирер, генеральный директор компании «Нижновинжстрой». – Если вся деятельность организации направлена на достижение экономического результата, т. е. получение прибыли, то не возникает проблем в оперативности принятия решений и повышается качество оказываемых услуг. Вряд ли в условиях жесткой конкуренции коммерческое предприятие сможет позволить себе халатное отношение к выполняемой работе».

Рынок ЖКХ можно разделить на два сегмента: коммунальные и жилищные услуги. «Безусловно, такие коммунальные услуги как энергетика, газо-, тепло– и водоснабжение являются полем работы монопольных компаний, где малому и среднему бизнесу места быть не может, – говорит Дмитрий Брисенко, директор управляющей компании «Эколек». – Однако почти все жилищные услуги – и управление жилым фондом (техобслуживание, эксплуатация лифтов и систем безопасности, обеспечение теле– и радиовещания, текущий ремонт, вывоз мусора и др.), а также капитальный ремонт общего имущества и жилых помещений, принадлежащих определенным собственникам – это сфера малого бизнеса».

Вхождение бизнеса в ЖКХ происходит при активном взаимодействии с властями всех уровней, которые в дальнейшем и выступают основными заказчиками предприятий. Так, несколько лет назад в Нижнем Новгороде было создано несколько мощных акционерных обществ, которые выводят ЖКХ на новый рыночный уровень обслуживания.

«Наша компания была создана в 2006 году при участии правительства области, которое владеет блокирующим пакетом акций. Основное направление нашей деятельности – проектирование, строительство и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства в Нижегородской области и за ее пределами. Это котельные, тепловые, водопроводные и канализационные сети, очистные сооружения водоснабжения и канализации, объекты благоустройства. У предприятия есть все необходимые лицензии для выполнения полного комплекса работ на объектах ЖКХ. Мы можем выполнять весь цикл инженерных изысканий, проектировать здания, сооружения и технологическую часть объекта, осуществлять производство строительно-монтажных работ, функции технического заказчика и генерального подрядчика, – рассказывает Игорь Фирер. – В прошлом году в предприятии было организовано собственное проектное управление. Мы поставили перед собой задачу создать структуру, способную качественно и в короткие сроки выполнять проектно-изыскательские работы на объектах ЖКХ. И с этой задачей мы успешно справились. Силами наших проектировщиков за 6 месяцев прошлого года были выполнены проектно-изыскательские работы по девяти объектам. Наряду с сокращением сроков нам удалось предложить заказчикам более низкую стоимость работ по проектированию, в среднем на 15-20% ниже среднерыночных цен».

Существующая конкуренция среди крупных игроков рынка ЖКХ стимулирует их на формирование комплексного пакета услуг. «Основными нашими заказчиками являются облминистерство ЖКХ и муниципальные районы, вследствие чего основная часть договоров на выполнение работ и оказание услуг заключается по результатам конкурсных процедур. Почему нам удается побеждать в тендерах? Потому что у нас есть неоспоримые преимущества – мы можем предложить более низкую стоимость и комплексное решение задач заказчика, – рассказывает Игорь Фирер. – Часто бывает так, что у главы муниципального образования или его заместителя по ЖКХ есть только идея – общая постановка задачи. Например, его не устраивает качество водоснабжения в каком-нибудь поселке. Потенциальные подрядчики скажут, что готовы реализовывать идею только в случае предоставления готовой проектной документации. А проектные организации в свою очередь затребуют исходно-разрешительную документацию, массу согласований и длительный срок на разработку. Мы же готовы начать работать с самой идеи и довести ее реализации, то есть до пуска объекта в эксплуатацию».

Одно дело – иметь необходимый объем первоначальных вложений и другое дело – стать победителем тендеров, проводимых областной властью. Поэтому еще на этапе создания компании стоит проконсультироваться со специалистами соответствующего регионального министерства. В принципе, как отмечают крупные игроки рынка, потребность в подрядчиках сегодня высока и объем работ очень широк.

«Уже в первый год деятельности мы реализовали значительный проект по благоустройству исторического центра Городца, – рассказывает Игорь Фирер. – В 2007 году нами был разработан и реализован масштабный проект по комплексному благоустройству и обустройству Центрального микрорайона Выксы. Я считаю этот проект уникальным для нашего региона. Впервые за короткий период времени был выполнен целый комплекс мероприятий, результатом которого стал новый внешний облик микрорайона. Серые унылые фасады панельных многоэтажек засияли яркими красками, зазеленели свежей травой новые газоны, посаженные деревья внесли неповторимость в облик микрорайона, пешеходные дорожки, тротуары и главная аллея микрорайона кардинально поменяли свой вид благодаря мощению из брусчатки. А параллельно с работами по благоустройству были заменены и отремонтированы все подземные инженерные коммуникации микрорайона – сети электроснабжения, теплоснабжения, канализации, холодного и горячего водоснабжения. Кстати, делать иначе было бы просто нецелесообразно. Совершенно бессмысленно и расточительно создавать красоту на поверхности, если под землей находятся ветхие коммуникации, аварии на которых происходят по нескольку раз в месяц».

Что досталось малому бизнесу?

Активность малого бизнеса в жилищной сфере напрямую зависит от количества созданных товариществ собственников жилья, которых пока еще в Нижнем Новгороде немного. «Можно работать непосредственно с ТСЖ, можно участвовать в конкурсах на выполнение работ по капремонту, а можно искать заказы от собственников», – рассказывает Вячеслав Житников, технический директор компании «Подъемные технологии».

Отметим, что сами ТСЖ и ДУКи сегодня низкорентабельный бизнес. Об этом говорят все эксперты «КАПИТАЛИСТа». «Казалось бы, они должны процветать, выполняя большие объемы работ по содержанию, обслуживанию и ремонту жилого фонда. Однако процветает только их руководство, а сами предприятия, за исключением лишь компании «Наш район», идут ко дну, – откровенно говорит Михаил Казиник, генеральный директор компании «ТАРС-М». – Мне известно, что хуже всего положение в «Домсервисе», который на содержание и обслуживание жилья получает всего по 1,3 руб.

с 1 кв. м». При этом сегодня, по расчетам специалистов, для оптимальной рентабельности необходимо получать как минимум 1,6 руб. с 1 кв. м.

Если предприниматель выбирает сегмент взаимодействия с ДУКами, то лучше заинтересоваться благоустройством и аварийными работами, а не текущим ремонтом. «Так, на благоустройство «Нашему району» выделяется 3,5 руб. на 1 кв. м, на аварийные работы компании «Партнер-НН» – 0,98 руб., «Домсервису» – 1,3 руб. На текущий ремонт выделяются мизерные средства – 200 тыс. руб. в месяц при размере жилого фонда в Московском районе в 1,7 млн кв. м», – рассказывает Дмитрий Брисенко.

Для организации управляющей компании потребуется от $70 тыс. до $200 тыс. Основными затратами станут зарплата, закупка инвентаря и оргтехники, аренда помещения. Инвентарь для дворников – тряпки, метла, косилки, лопаты. Для сантехники – ключи, электроинструмент. «Если вложили $70 тыс., взяли на обслуживание порядка 10 домов, то вложения окупятся примерно через 1 год. Прибыль составит примерно 5% от выручки. Таким образом, чтобы увеличить прибыль, нужно набрать больше клиентов», – говорит Дмитрий Брисенко. – Рентабельно обслуживать жилищный фонд площадью не менее 200 тыс. кв. м или примерно 40 стоквартирных домов».

Специфические особенности построения бизнеса в сфере ЖКХ оставляют мало возможностей для малого бизнеса. Помимо большого объема инвестиций требуется налаженное взаимодействие с властью. Эксперты «КАПИТАЛИСТа» говорят о том, что самыми привлекательными сегментами для малых предпринимателей сегодня являются: лифтовое хозяйство, установка и обслуживание систем кодовых замков и домофонов, а также сбор и вывоз мусора.

Как же строят бизнес по обслуживанию лифтового хозяйства? «Наша фирма была зарегистрирована в 2001 году. Тогда происходило внедрение новых форм организации работ по техническому обслуживанию лифтового оборудования, учитывалась техническая оснащенность и профессиональный уровень обслуживающего персонала. Особенно это касалось домов в микрорайоне Верхние Печеры, – рассказывает Вячеслав Житников. – Для качественного и своевременного оказания услуг потенциальным заказчикам наша компания закупила новое оборудование, разработала собственную систему доставки и установки запасных частей и деталей, установила строгий контроль за выполнением заявок». Точную сумму первоначальных вложений Вячеслав Житников не сообщает, но говорит, что «это порядка $20 тыс.».

В сегменте вывоза мусора самое сложное – это получение соответствующей лицензии. Игроки рынка говорят, что на ее оформление уйдет не менее полугода. «Изначально наша компания была создана для внутреннего обслуживания одного промышленного завода. На территории предприятия мы оборудовали специальные места для сбора отходов, поставили закрывающиеся мусоросборочные контейнеры. Потом постепенно стали заключать договоры и со сторонними заказчиками, – говорит Михаил Казиник. – Чтобы заниматься данным видом деятельности, необходимо получение экологической и транспортной лицензии».

Общая трудность, как для малых, так и крупных компаний в сфере ЖКХ – кадровая проблема. В дефиците почти вся линейка специальностей: дворники, сантехники, электрики, плотники. Из инженерных специальностей востребованы инженеры-лифтеры. «Конечно, дефицит кадров – это актуальная проблема, но нам удалось ее решить, – говорит Игорь Фирер. – У нас привлекательные условия оплаты труда, сотрудники ориентированы на результат и имеют возможность увеличивать уровень своего дохода благодаря гибкой системе премиальных надбавок. Мы сформировали сплоченный коллектив профессионалов, работающих единой командой. А особый упор делаем на молодых, инициативных сотрудников».




 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта