www.mk.ru
Валентин Звегинцев
К 1 мая все владельцы столичных и подмосковных квартир должны были определиться со способом управления собственными домами. На бумаге и из уст чиновников все получается хорошо и красиво, но что происходит на самом деле? Готовы ли мы взвалить на собственные плечи ответственность за дом, в котором живем? Какие проблемы возникли у людей, которые уже не один год живут по новым правилам и как они их преодолевали?
Возврата назад не будет
По словам столичных чиновников, на 1 января владельцы 95—96% домов уже определились со способом управления. Цифра вызывает некоторое недоумение, поскольку большинство москвичей толком и не знают о пресловутой реформе ЖКХ. То есть краем уха слышали, но искренне полагают, что их это не касается.
— Впервые государство передало процесс управление домами в руки жильцов, и это замечательно, — говорит председатель правления и управляющий директор ТСЖ “Эксклюзив” Семен Багдасаров.
Но вот объяснить жильцам, что за услуги, даже, казалось бы, самые незначительные, надо платить из своего кармана, особо никто и не старался. Зная логику среднестатистического россиянина, можно предположить, что народ начнет выходить на улицу с требованием “вернуть все как было”. У нас же любят устраивать митинги по любому поводу, особенно из-за роста цен! Однако поворачивать назад никто не собирается. Реформа состоялась, нравится нам это или нет.
Минусы реформы
— Люди очень своеобразно поняли смысл ТСЖ. То есть решили, что у нас, как на Западе, будут красивые подъезды с консьержками, зеркалами и ковровыми дорожками, — рассказывает председатель товарищества “Южный” Александр Колобков. — И вот ко мне приходят люди и говорят: давайте повесим в лифте зеркало. Давайте, говорю, начинаем сбор денег. Но вот как раз такой вариант их не устраивает. Денег никто платить не хочет.
Бывают и более странные случаи.
— Приходит ко мне женщина и просит… набить морду соседу за то, что он безобразничает, — рассказывает другой председатель. — Я ее пытаюсь убедить, что в таких делах она должна сама разбираться. Но у нее такая позиция: ей с ним жить по соседству, и не стоит портить отношения, а я — председатель и обязан с ним разобраться!
Впрочем, помимо бытовых неурядиц приходится сталкиваться и с другой крайностью. Люди сами ничего не хотят делать, но считают, что председатель правления — патологический врун и вор, делающий все не так. “Нервы такие люди портят очень сильно. Периодически они обвиняют меня в том, что я все делаю неправильно. Хорошо, говорю, покажите как надо, — делится своими проблемами Александр Колобков. — Но “как надо” они не знают и сами ничего делать не желают”. Получается абсурдная ситуация, когда жильцы, вместо того чтобы помогать приводить свой дом в порядок, всячески мешают этому процессу. “Люди с трудом верят в эффективность управления домом своими силами и в то, что собранные деньги расходуются правильно. Когда наш дом создал ТСЖ, то жильцы начали писать жалобы и в муниципалитет, и в мэрию… Впрочем у нас все закончилось хорошо, и с 2004 года у нас нет никаких долгов”, — говорит председатель ТСЖ.
По общему мнению председателей, к реформе в большинстве своем оказалась готова только молодежь, воспитанная уже в эпоху рыночной экономики. Пожилые люди по старинке уверены в том, что им все должны, а они “свое уже заслужили и так”. Первый вопрос жильцов при обсуждении реформы и перехода к новому варианту правления домом звучит так: “Мы будем платить меньше?” Услышав ответ, что нет, не меньше, а возможно, и больше, такие жильцы тут же встают в позицию “не хочу, не надо!”
Плюсы реформы
Однако бытовые неурядицы и непонимание отдельных жильцов — это мелочи на фоне того, что управление собственным домом — все-таки выгодное дело. Тут главное — понять суть: управление домом, как и фирмой — это прежде всего получение прибыли. Или выгоды. Можно ведь заказать, например, вывоз мусора у одной фирмы за один тариф или же найти другую, у которой эта услуга стоит немного, но меньше. “Первое, что мы сделали, — рассказывает Багдасаров, — отказались от услуг ДЕЗа и заключили прямые договора с поставщиками услуг. Можно пойти и другим путем: держать свой штат сотрудников, которые всегда под рукой”. “Наш плюс в том, что у нас все работники свои. Они имеют необходимую сертификацию и имеют право проводить необходимые домам работы. Кто еще может похвастаться тем, что в случае аварии специалист прибудет практически мгновенно?” — продолжает рассказ Колобков.
Реформа подарила собственникам еще один огромный плюс: возможность сдавать в аренду нежилые помещения. “Я знаю дома, в которых оплата коммунальных услуг сведена к минимуму, а иногда вообще приходят нулевые платежки, — рассказывает Колобков. — Свои помещения они сдают внаем, а деньги пускают на оплату коммуналки”.
Проблемы реформы
ТСЖ в России, к сожалению, очень мало учитывает зарубежный опыт. “Я пришел к выводу, — говорит Колобков, — что не стоит объединять несколько домов в одно ТСЖ”. Казалось бы, выгода в таком варианте огромная: чем больше квартир в ТСЖ, тем больше средств на развитие. Но на практике получается все не так.
— Во-первых, людей из нескольких домов очень сложно собрать на собрание, а соответственно, решить какой-либо важный вопрос, во-вторых, жильцам одного дома хочется одного, а другого — другого. Сложно найти согласие. Если же ТСЖ — это собственники одного дома, то проблем возникает намного меньше. Люди с большим интересом участвуют в жизни собственного дома и, поняв, наконец, что все в их руках, превращают дом в конфетку.
Предварительные итоги
Реформа ЖКХ вошла в решающую фазу. Теперь только мы отвечаем за дом, в котором живем. Ни правительство, ни муниципалитет, ни мифический “дядя”. Только мы сами. Именно мы будем решать, когда необходимо провести капитальный или косметический ремонт дома, к кому обращаться, если прорвался стояк и водой заливает квартиру, кто будет убирать подъезды и кто вворачивать перегоревшую лампочку. На сегодняшний день в Москве зарегистрировано уже 4558 объединений собственников жилья. Как считает первый вице-президент компании “БЕСТ-Недвижимость” Михаил Гороховский: “С 1 мая государство переложило на собственников жилья массу обязанностей. Некоторые из них могут принести помимо радостей и головную боль. Однако большинство владельцев столичных квартир к этим новым обязанностям оказались не готовы”.