http://vesti70.ru
Татьяна Томрачева
Почему в Томске оказался не у дел "народный счетчик"? Элементарные вопросы приводят порой все-таки к сенсационным открытиям. Решая задачку, куда же делся наш народный счетчик, вдруг выясняешь, что весь 2007 год квитанции по теплу были неправильные; что «факт» с Нового года будет все-таки возвращен жителям. А кроме того, счетчики, которые возвели когда-то в бренд города Томска, остаются сегодня без хозяина.
Поиграли и хватит
За тепло «по факту» хотят платить многие. Ведь здесь все логично, понятно, а главное, реально: Томск, наверное, единственный город страны, где практически во всех многоквартирных домах за счет бюджета были установлены коллективные приборы учета – всего около двух тысяч. С их помощью планировалось выяснить, сколько дом фактически потребляет тепла, отапливает ли он улицу. Народный счетчик должен был стать отправной точкой энергосбережения. Ведь если цифры на нем зашкаливают сверх всяких разумных пределов, значит, дом нужно утеплять, а также вовремя регулировать подачу тепла. Похолодало на улице – настроить систему на один режим работы, потеплело – на другой. Для тех, кто может себе позволить, лучше вообще перевести все на автоматику, которая сама регулирует подачу тепла в зависимости от температуры наружного воздуха. Но это уже этап следующий - из серии «совершенству нет пределов». Главное – получить реальную картину потребления, чтобы затем работать над устранением проблем.
Устраивал «факт» и горожан: жители примерно половины зданий стали платить за тепло меньшие суммы, а ряд домов рассчитывался по нормативу – то есть не больше того предела, который был установлен законом. Таким был отопительный сезон 2004-2005, но затем благие намерения резко пошли на спад. В 2006 году нам всем предложили выбор: платить по текущим показаниям счетчика либо по 1/12, когда суммарный факт прошлого года равномерно разбрасывается по всем месяцам. Разумеется, были представлены и аргументы. Социальный: при таком распределении ежемесячная сумма выходила меньше, и человеку легче планировать расходы. Еще один мотив был «передовой»: на цивилизованном Западе у всех так. И все же наш народ 1/12 по большей части не принял. Социальный повод отмели по той простой причине, что для малоимущих существуют субсидии. Примерять на себя заграницу уж совсем смешно: сети там не дырявые, дома крепкие и деньги принято считать, а не обсчитывать население. А если что, то суд против энергетиков и государства реально может выиграть рядовой гражданин. Да и никто там счетчик не отменял, напротив, его показания нужны для планирования ситуации, в частности, расчета тарифа. Есть, правда, и в России регионы, где 1/12 уже давно прописалась, но там лучшего просто не видели. Мы же платили хоть и по нормативу, но только в отопительный сезон. А счетчик и вовсе заставил людей поверить в светлое будущее по части справедливых начислений.
Двенадцать
Итак, в позапрошлый отопительный сезон большинство населения предпочло платить «по факту». А с осени 2006 года нас всех причесали под гребенку с двенадцатью зубьями. Нашлись, правда, аргументы и посерьезнее – некое постановление правительства №307. Которое якобы и «приказало» отменить платежи по факту. Правда, что действительно говорится в этом документе и не истолковывается ли он просто в пользу инициаторов «1/12», рядовому человеку понять трудно. Нам проще поверить в невероятную вещь, сказанную с высокой трибуны и завизированную в документе, чем озадачиться отсутствием логики – почему текущие показания счетчика вдруг оказались вне закона? Контролирующие органы на этот момент внимание обратили, но об этом чуть позже. Сейчас – немного математики.
Если в доме есть счетчик, жителей должны рассчитывать по 1/12 исходя из объема, который накрутил прибор учета в прошлом году. Если счетчика нет, то начисление делают по специально рассчитанному нормативу.
Вряд ли кто из нас пытался перепроверить, что же выставлено в квитанции по 1/12. Это, впрочем, обыкновенному жителю и невозможно сделать. Нам выдали цифру, сколько необходимо заплатить в месяц по факту прошлого года. Однако среднемесячный объем потребленной энергии в прошлом году не указан. Не указана и среднемесячная температура наружного воздуха в расчетном месяце. Вычислить и сравнить, сколько квартира потребила гигакалорий в сравнении с прошлым годом, нельзя. Более того, сотни домов Томска, несмотря на установленные приборы учета, вдруг стали рассчитывать по нормативу, а не исходя из прошлогодних показаний счетчиков.
Тем не менее, Анатолий Конев, проживающий по адресу Бела Куна, 16, сравнительный расчет сделал. Невероятно, но он выписывал все показания счетчика за 2006 год в специальную таблицу. В гидрометеослужбе добыл данные среднемесячных температур. Учел отсутствие летом горячей воды и многое другое. Недоумение моего собеседника вызвал тот факт, что в доме прибор учета стоит, но вот рассчитывают всех по нормативу. Что ж, норматив так норматив. Анатолий Петрович сделал прочерк в графе «по счетчику» и аккуратно вписывал столбец одинаковых цифр оплаты по нормативу. И рассчитал, сколько он должен был платить, если бы 1/12 выставлялась исходя из фактического прошлогоднего объема. Разница получилась не в пользу жильца - более двух рублей за квадратный метр. Таким образом, за отопительный сезон жители двухкомнатных квартир панельных «хрущевок», где вдруг резко применили норматив, переплатили порядка двух тысяч рублей, - делает вывод мой собеседник. При этом зима 2006-2007 была не в пример мягкой по сравнению с предыдущей!
Здесь моего собеседника можно поправить: согласно правилам, раз в год плату корректируют. Если человек недоплатил, ему в конце отопительного сезона доначисляют до факта. Если переплатил, то уменьшают платеж. Но проблема в том, что житель не может проверить, правильно ли выставили корректировку. Весь год в квитанции он не видел «факт».
- Оплата по 1/12 – это условная величина. Гражданин, не имея информации о фактически потребляемом тепле, должен будет оплатить некую неизвестную, непонятную для него сумму, что не предусмотрено законодательством о защите прав потребителей, - говорит Ольга Гореликова, главный специалист Управления Роспотребнадзора по Томской области. - В данном случае энергоснабжающие организации в 2007 году (ООО «Энергокомфорт», ОАО «Томскэнерго», ОАО «ТГК-11») нарушают права потребителей на получение необходимой и достоверной информации. Квитанция должна отражать «факт».
Москва глазам не верит
А откуда вообще появилась эта «1/12»? В каком законе написано, что нужно платить только так? И где это обозначено, что рассчитываться по факту – не по прошлогоднему, а самому что ни на есть сегодняшнему - нельзя? Оказывается… нигде. Напротив, в Жилищном кодексе указано, что «размер платы за коммунальные услуги рассчитывается из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления».
- В расчетах, указанных в правилах, не обозначено, что эти деньги нужно равномерно распределить в течение года, - говорит Владимир Фурсин, председатель правления общественной организации «Общественное объединение потребителей Томской области». - Получается, что сумму можно выставлять даже не по 1/12, а по 1/8, что было бы более правильно, так как летом услуга не оказывается. Тем более что в этих же правилах (п. 51 №307) и в законе о защите прав потребителей написано, что если услуга не предоставляется, то потребитель вправе ее не оплачивать. Самое оптимальное – платить по факту, но это невыгодно энергетикам, так как в этом случае они будут получать только за то, что поставили. Как показывает практика, когда потребители начинают проверять расчеты, у них получается переплата, причем немаленькая. Но доказать им это энергетикам крайне трудно.
- Постановление №307, напротив, разрешило брать плату с населения по коллективным общедомовым приборам учета, - сказала Ольга Гореликова, главный специалист Управления Роспотребнадзора по Томской области. – Требование оплаты только по 1/12 на сегодня не имеет правового обоснования. У нас же сложилась ситуация, когда энергоснабжающие организации путают две вещи: порядок начисления и требования к квитанции. И на этот счет есть разъяснение - письмо Министерства регионального развития. Наше управление весь год переписывалось с прокуратурой - мы просили принять меры к соблюдению федерального законодательства, и наконец проблема с мертвой точки сдвинулась. Сегодня можно уже четко сказать: с Нового года у потребителя в квитанции будет «факт» и 1/12 – на выбор.
В письме Минрегионразвития сказано, что ссылка на пункты постановлений при попытке ограничить использование показаний приборов учета неверна. Плата за коммунальные ресурсы вносится на основании квитанции, где обязательно должен указываться объем потребленного ресурса. Да, при расчетах нужно учитывать различные нюансы. Например, возможность поломки прибора, и по специальной методике применять норматив. Но это не является основанием для того, чтобы изменить квитанцию и исключить «факт» вовсе.
Сегодня Роспотребнадзор совместно с ТГК-11 согласовал новый проект квитанции на 2008 год, где есть уже две строки: «1/12» и «факт».
Счетчик под замком
А в каком состоянии пребывают сегодня счетчики, которые фиксируют тот самый факт? Снимаются ли с них показания, следят ли за ними? Может, здесь кроется еще одна причина того, что дома, где установлены приборы учета, рассчитывают по нормативу?
- Практически все счетчики на нашем фонде, в том числе и на Бела Куна, 16, работают до сих пор, - отчитался главный инженер УК «Мой дом» Александр Трофимов. – Другое дело, что весь год ими никто не занимался – не снимал показания и не ремонтировал. Но на днях мы заключили договор с центром сервисного обслуживания, и теперь ситуация будет меняться.
Информация из центра сервисного обслуживания, который изначально и создавался под «народный счетчик», любопытна. Стоимость приборов учета, модема, компьютеров и других составляющих имущественного комплекса - около 300 миллионов рублей. Всего в городе было установлено порядка 1900 коллективных приборов учета, которые охватили все многоквартирные дома, где есть муниципальные квартиры, за исключением ТСЖ. Мы ведем речь о примерно 1400 счетчиках, каждый из которых был установлен на отдельный дом. ЦСО обслуживает всего порядка 700 штук, причем только 300 из них прошли обязательную специальную экспертизу (поверку). И только показания этих трехсот приборов могут сегодня официально учитываться. Всего же в этом году под поверку должны были попасть около 900 приборов! Но это очень дорого – работы по поверке одного узла учета стоят примерно 7000 рублей. Однако проблема не только в цене, но и в том, что счетчики по большому счету брошены.
Приборы учета сегодня находятся в собственности муниципалитета. Тот в свою очередь отдавал их в аренду энергетикам – сначала «Томскэнерго», затем ТКС, и те занимались их содержанием, выставляя через управляющие компании населению счет – 48 копеек с квадратного метра. Последний претендент на аренду – ТГК-11 – от счетчиков отказался, сославшись на высокую арендную плату. Действительно, она составляет 29 миллионов рублей в год, причем оплата населения – те самые 48 копеек с «квадрата» - ее даже не покрывает. Но основная причина в том, что энергетики попросту не заинтересованы в экономии ресурса.
«Счетчики должны принадлежать собственникам, так как по закону это общее имущество дома. А уже они должны обеспечить готовность приборов. Компания, которая будет обслуживать дом или им управлять, автоматически становится исполнителем услуг. Снятие показаний с приборов, их ремонт и многое другое станут ее обязанностью. А когда есть исполнитель, то и есть с кого спросить. Об этом как раз и говорит закон», - такова точка зрения Роспотребнадзора. Да, вполне логично получается: народный счетчик отдать народу.
Кстати, этого варианта придерживаются и сами УК. После того как исчез арендатор, они на такого исполнителя и претендовали, но счетчики в собственность жителей так и не были переданы. Заключать же договор на обслуживание с людьми, которые не имеют никакого отношения к приборам учета, юридически рискованно. Поэтому в ряде компаний поступили просто: закрыли приборы учета на замок и перестали выставлять населению 48 копеек. Энергетики, не получая показаний, выставляют людям норматив. Одним словом, счетчики работают, а никому до них дела нет.
Тем не менее, хозяина народному счетчику ищут. Занимается этим муниципалитет, правда, у него несколько иная точка зрения.
- Если счетчики окажутся в руках управляющих компаний, проблем не избежать, - говорит заместитель мэра Томска, директор городского департамента ЖКХ Сергей Панасюк. – Они начнут устанавливать разные тарифы на содержание приборов, и окажется, что в одном доме жители будут платить те же 48 копеек с «квадрата», а в другом - три рубля. В результате счетчик из народного превратится в антинародный. Кроме того, приборы устанавливали исходя из идеи централизованной системы сбора данных. Поэтому счетчики должны находиться в одних руках – нам, как и прежде, нужен арендатор.
На роль такого хозяина претендует сам центр сервисного обслуживания, который ранее был подразделением энергетиков, а сейчас выделился в самостоятельную единицу. Впрочем, примут ли такой расклад дела городские депутаты – пока неизвестно. Вопрос, кто должен заниматься счетчиком, не решен до сих пор.
Итак, сугубо местная инициатива по 1/12, счетчики без хозяина, непрозрачная квитанция с расчетами, которые невозможно проверить. Слишком много совпадений, чтобы не вывести закономерность. Создается впечатление, что расчет населения за фактически потребленный ресурс ни власти, ни энергетикам оказался попросту не нужен. А для того чтобы не выглядеть плохо в глазах населения, просто «перевели стрелки» на Москву. Тем не менее, жизнь заставляет работать по правилам, и чтобы их соблюдать и выставлять расчет по факту, счетчик нужно сегодня воскресить.