www.itartass.ur.ru
1. Реформа ЖКХ и местные органы власти
2. Главные проблемы ЖКХ: долги
3. Что отталкивает частных инвесторов от ЖКХ?
4. Реформа ЖКХ в муниципалитетах
1. Реформа ЖКХ и местные органы власти
Положение дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства вызывает опасение. По данным специалистов Росстроя, изношенность систем жизнеобеспечения в российских городах и поселках составляет в среднем от 53 до 65 процентов. Около 30 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. По предварительным расчетам, только на полное восстановление коммунальных котельных требуется около 120 млрд. рублей, на замену ветхих сетей теплоснабжения - 180 млрд. рублей.
Реформа ЖКХ предполагает передачу ответственности за коммунальное хозяйство местным органам власти. Вместе с тем, возложив на муниципалитеты всю тяжесть организации содержания жилого фонда, новый Жилищный кодекс и иные федеральные правовые акты в части жилищного законодательства и тарифного регулирования перенесли на них и множество проблем, решение которых не апробировано и противоречиво. По данным специалистов, возникают определенные финансовые противоречия, которые существенным бременем ложатся на местные бюджеты, тормозя соответственно проведение реформы ЖКХ в целом.
1. Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не включил организацию предоставления жилищных услуг (в отличие от коммунальных) в перечень полномочий местных органов власти. Но, с другой стороны, Жилищный кодекс РФ и иные федеральные нормативные акты предписывают исполнение большого перечня обязательств муниципалитетов в случаях, когда собственники не реализовали свои права по управлению многоквартирным домом. Эти виды деятельности необходимо финансировать, однако это выходит за рамки полномочий органов местного самоуправления. Следовательно у представительного органа отсутствуют формальные основания включения этих затрат в расходы местного бюджета.
2. В соответствии с тарифным законодательством органы регулирования как местного уровня, так и уровня субъекта Федерации обязаны установить экономически обоснованные тарифы для поставщиков коммунальных услуг. Исходя из положений Жилищного кодекса РФ и других федеральных нормативных актов, размеры платы за коммунальные услуги для населения устанавливаются органами местного самоуправления. Но в случае роста тарифа сверх предельного уровня, либо изменений нормативов потребления коммунальных услуг, бремя компенсации разницы в тарифах ложится на местный бюджет.
3. В соответствии с положениями Жилищного кодекса органы местного самоуправления обязаны компенсировать управляющей организации, либо ТСЖ разницу в платежах граждан за жилое помещение, если они являются нанимателями и проживают в муниципальном жилом фонде, в случае, когда решением собрания собственников установлен размер платы за жилое помещение выше установленного органом местного самоуправления. Обязанность есть, полномочия отсутствуют.
Все эти противоречия негативно сказываются на привлечении частного бизнеса в сферу ЖКХ. Именно отсутствие гарантий в бюджетном финансировании со стороны местного бюджета по причине противоречий в существующем законодательстве усиливает риски управляющих организаций, снижает интерес к данной деятельности у частного бизнеса и, в свою очередь, повышает возможность появления предприятий-«однодневок».
Обратимся к зарубежному опыту.
В Англии на реформу ЖКХ ушло 15 лет. Страна долго шла к созданию общественно приемлемых и коммерчески привлекательных условий в коммунальном секторе. В 1997 году был введен запрет на отключение услуг водоснабжения для бытовых потребителей, но одновременно было принято балансирующее решение о включении недоплаченных потребителями сумм в действующий тариф. Качество коммунальных услуг в Великобритании определяется множеством измеряемых параметров. В частности, зафиксировано время дозвона до диспетчерской службы - 30 секунд - и время исполнения заявки по устранению неполадок. Еще один важный урок коммунальных реформ в Англии - перевод и объединение сотни муниципальных водоканалов сначала в собственность десяти региональных государственных компаний и последующая их приватизация. Перед приватизацией государство списало все долги коммунальных предприятий, взяло на себя расходы на приведение имущества в работоспособное состояние, провело его паспортизацию и постановку на баланс.
Германия. В Карлсруэ, на юге Германии, живет около 300 тыс. человек. Здесь мало многоквартирных домов, преобладают коттеджи. Коммунальное предприятие является обществом с ограниченной ответственностью, где доля муниципалитета составляет 70%, а 30% принадлежит «Рургазу». Предприятие оказывает услуги по энергогазотепло-водоснабжению от ТЭЦ, котельных до тепловых узлов в зданиях, жилых домах, а также другие услуги. На ТЭЦ образовано отдельное ООО, в котором коммунальное предприятие имеет свою долю. Собственные котельные предприятия используются по требованиям ТЭЦ, через которую обеспечивается межрегиональная диспетчеризация и управление нагрузками. В многоквартирном жилом доме на балансе предприятия находится оборудование теплового узла (водонагреватели, насосы и т. д.). Прибор учета, без которого невозможно даже заключить договор с потребителем, также принадлежит ему. Ставит эти приборы предприятие за свой счет. В городе нет зимней, более высокой платы за тепловую энергию и летней, более низкой. В городе несколько коммунальных предприятий. Некоторые из них являются на 100% частными ООО. Потребитель заключает договор с тем, с кем ему выгоднее. Жители многоквартирных домов города объединены в товарищества, которые избирают управляющего домом. Тарифы устанавливаются не органами власти, а самими коммунальными предприятиями. Поскольку они отражены в договорах с владельцами жилья и товариществами, то в случае одностороннего повышения - судебное разбирательство.
Германия, Франкфурт-на-Одере. После объединения страны Франкфуртское коммунальное предприятие в виде холдинга вначале на 100% принадлежало муниципалитету. Кроме тепла и электроснабжения оно занималось газо- и водоснабжением, канализацией и уборкой мусора. Муниципалитет со временем стал проводить политику привлечения инвесторов, продавая им пакет акций коммунальной монополии. Появились десятки других компаний, которые начали успешно конкурировать с муниципальной структурой.
К отопительному сезону Свердловская область готова
Сейчас на повестке дня перед муниципалитетами стоит отопительный сезон. Подготовка комплекса ЖКХ к предстоящей зиме в регионах России идет замедленными темпами из-за недостаточного финансирования, сообщил руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик. На проведение намеченных плановых работ необходимо 251,7 млрд. рублей, фактически выделено - 103,4 млрд. рублей, т.е. лишь 41% от необходимой суммы.
«Плохо профинансирована подготовка ЖКХ к работе в ОЗП в Костромской (на 7,7 %), Амурской (13 %), Брянской (17,3 %), Калининградской (19,2 %) областях», - отметил С.Круглик.
По словам заместителя руководителя Межрегионального Территориального Управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора УрФО Юрия Юдина, в Свердловской области подготовка большинства электро- и теплоснабжающих организаций, ЖКХ Муниципальных образований Свердловской области, к работе в ОЗП проводится в соответствии с намеченными планами. Ремонт отопительно-производственных и отопительных котельных на 15.09.07 г. выполнен на 95%; тепловых сетей - 95%; центральных тепловых пунктов - 98%. Подписаны акты готовности к работе в осеннее - зимнем периоде 56 электро- и теплоснабжающих организациям. Т.е. в целом, область готова к отопительному сезону.
2. Главные проблемы ЖКХ: долги
Сегодня одна из главных проблем сектора ЖКХ - долги. По данным Минрегиона, суммарная кредиторская задолженность отрасли к концу 2006 года составляла 303 млрд руб. Из них:
задолженность по налогам и сборам в бюджет и государственные внебюджетные фонды - 88,7 млрд руб
задолженность предприятий ЖКХ поставщикам ТЭКа - 55,7 млрд руб
задолженность прочим поставщикам (включая организации ЖКХ) - около 100 млрд руб.
Дебиторская задолженность - 305 млрд руб. Из них:
неплатежи коммерческих потребителей - 72 млрд руб.
неплатежи населения - 35,5 млрд руб
задолженность со стороны бюджетных учреждений всех уровней - 18,8 млрд руб
Итак, долги отрасли ЖКХ составляют почти 10 проц от доходов российского бюджета 2006 года. Правительство осознает, что без погашения долгов реформа ЖКХ не принесет положительных результатов. В итоге в апреле 2007 года в Госдуму был внесен проект федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса РФ», подготовленный Министерством регионального развития РФ. По сути, Минрегион предлагает провести реструктуризацию коммунальной отрасли.
Справка:
«Реструктуризация» представляет собой системный целенаправленный процесс качественных изменений структуры активов и пассивов компании, а также системы управления. Основная цель реструктуризации - обеспечение условий для повышения экономической эффективности деятельности компании.
Согласно законопроекту, реструктуризации подлежит непогашенная и невзысканная в предусмотренном законодательством порядке, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2007 г задолженность по уплате налогов и сборов, обязательных платежей, пеней и штрафов в размере, не превышающем сумму этой задолженности по состоянию на первое число месяца, в котором организацией-должником подано заявление об участии в программе финансового оздоровления.
У законопроекта нашлись как сторонники, так и противники.
Политики:
По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, "без закона о финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунального комплекса реформу ЖКХ, которая сейчас проходит, будет очень трудно осуществить в рамках задуманных планов". "Это невозможно, пока не будет принято решение о реструктуризации ЖКХ, списания их долгов", - отметил Б.Грызлов.
По мнению руководителя Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова, проводить реструктуризацию задолженности предприятий ЖКХ нужно, но один раз и навсегда.
Оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) позволит сделать сектор коммунальных услуг рыночным. Такое мнение высказал глава комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум. По его словам, решение вопроса о долгах в сфере ЖКХ "будет способствовать привлечению в данный сектор частных инвестиций и радикальному улучшению качества коммунальных услуг, обеспечению энергосбережения".
У законопроекта нашлись противники:
Комитет Госдумы по собственности считает, что предлагаемая процедура оздоровления противоречит установленной в действующем законе "О банкротстве". По закону о банкротстве, "финансовое оздоровление является одной из стадий процедуры банкротства и может быть введено по решению первого собрания кредиторов и арбитражного суда на стадии наблюдения в рамках производства по делу о банкротстве. "Никакие комиссии не могут решать, банкротить предприятие или оздоравливать,- заявил председатель комитета Виктор Плескачевский.- Это приведет к злоупотреблениям".
Итак, представители государственной власти считают, что реструктуризация ЖКХ «радикально улучшит качество услуг», приведет к оздоровлению отрасли. Однако, прежде всего, необходимо принять закон в таком виде, чтобы избежать всевозможных злоупотреблений.
Представители общественных организаций
"В долгах коммунальных организаций во многом виновато само государство, которое не перечисляло суммы компенсаций потребителям-льготникам. То, что задолженность решили реструктурировать, правильно,- считает директор направления 'Городское хозяйство' Института экономики города Сергей Сиваев.- Но это не революционное решение, а лишь небольшой шаг к реформированию отрасли. Если ЖКХ оздоровится на 30-40%, уже хорошо".
Эксперты считают, что без «списания» долгов, частных инвесторов в сферу ЖКХ не привлечь:
Вице-президент Национального фонда развития рынка недвижимости и оценочной деятельности Владимир Герасименко полагает, что оптимальным способом привлечения инвестиций в комплекс является сдача объектов ЖКХ в долгосрочную аренду управляющим компаниям. «При этом существует острая необходимость реструктуризации образовавшейся задолженности в этой сфере, в противном случае говорить о серьезных улучшениях в системе ЖКХ не имеет смысла».
Эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Хомченко уверен, что освобождение предприятий от колоссальных выплат по долгам даст им свободные средства, которые можно будет направить на модернизацию, которая в свою очередь, приведет к понижению себестоимости и повышению качества оказываемых услуг». По словам эксперта, если государство, реструктурировав долги, оставит в силе предельные индексы тарифов, то у предприятий появится возможность даже получать прибыль и реально привлечь в отрасль частный капитал.
Скептически относится к законопроекту директор юридической организации, специализирующейся на решении проблем ЖКХ: «Во-первых, кто сказал, что реструктуризация будет соблюдаться? Во-вторых, даже если будет, тарифы не оставляют предприятию ЖКХ поля для маневра, ему нечем перекрывать долги за счет поступающих средств из других источников».
Итак, представители общественных организаций и независимые эксперты испытывают значительно меньше оптимизма в связи с реструктуризацией ЖКХ, чем политики. Этот закон решит часть проблем предприятий ЖКХ. Но все будет зависеть от того, в каком виде примут законопроект и как он будет реализовываться.
Стимулируют модернизацию ЖКХ установка индивидуальных приборов учета, т.е. счетчиков воды, тепла. Так, норматив потребления воды в среднем по стране составляет около 300 литров на человека в сутки. По индивидуальным приборам учета средний объем потребления не превышает 150 литров. Переплата в два раза. Т.е. если потребители будут платить только за ту воду, которую они использовали в хозяйстве и перестанут оплачивать потери на теплосетях, это заставит предприятия ЖКХ применять энергосберегающие технологии.
Сможет ли население оплатить услуги ЖКХ?
По состоянию на начало 2007 года, региональный стандарт уровня платежей граждан достиг 95,5%, в 79 субъектах РФ уровень оплаты установлен в размере 90%, в том числе 69 регионов перешли на стопроцентную оплату услуг населению. Сокращается доля граждан, получающих субсидии (с 15,25% в 2003 году до 10,3% в 2006 году). Однако в разных регионах доля граждан, нуждающихся и получающих субсидии, варьируется.
Помощь тем, кто не может справиться с бременем оплаты коммунальных услуг, оказывают не только в России. Обратимся к зарубежному опыту.
Чтобы облегчить положение граждан, не способных полностью оплачивать услуги ЖКХ, во многих странах введены программы, предусматривающие помощь в оплате. Выделяются целевые дотации для нуждающихся. Они предоставляются домохозяйствам, имеющим право на льготы на основе конкретных критериев. Типичной формой таких дотаций является пособие на жилье. Оно обычно выплачивается ежемесячно, а его сумма зависит от дохода семьи, ее состава, жилой площади и величины жилищных расходов. Например, в Польше соответствующий закон, принятый в 1994 г., дает муниципалитетам право распределять жилищные пособия, право на которые имеют все граждане. Чаще всего в них нуждаются жильцы кооперативных квартир. Одна из форм помощи в Польше состоит в строительстве социального жилья. Для этого создан Национальный жилищный фонд, осуществляющий финансирование ассоциаций, строящих и эксплуатирующих жилищный фонд, предназначенный для малообеспеченных граждан. Подобные ассоциации не являются коммерческими организациями. Аналогичные системы помощи существуют и в других странах.
Руководители предприятий ЖКХ давно говорят об острой необходимости перехода на 100% оплату услуг для населения. Так, с 2005 года во многих СМИ начала появляться информация о том, что население будет оплачивать 100% стоимости услуг ЖКХ. Как реагируют на эти сообщения россияне?
Общественное мнение
По данным опросов, проводившихся Всероссийским центром изучения общественного мнения начиная с 2005 года, большинство россиян опасаются повышения тарифов, считают, что это будет серьезной нагрузкой на бюджет семьи, однако средства на оплату все же найдут, считают 55-70 проц (в разные годы). Отметим, что с 2005 года увеличивается доля тех, кто считает, что переход на 100% оплату не повлияет на материальном положении семьи (с 6% в апреле 2005 года до 17 проц в сентябре 2006 года). И уменьшается число россиян, полагающих, что переход на 100% оплату вынудит их менять жилье на более скромное (апрель 2005 года - 15 проц, сентябрь 2006 года - 9 проц). Однако все же нельзя сказать, что с годами страх перед повышением оплаты за коммунальные услуги проходит. Как показал последний опрос, не боятся перехода на 100% оплату услуг ЖКХ жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также население небольших городов и сел, где преобладает малоэтажная застройка и коммунальных сетей практически нет. Несомненно, в столицах выше уровень жизни и информированности населения. В других же населенных пунктах (с населением более 100 тыс человек) до сих пор 14-15 проц полагают, что переход на 100% оплату коммунальных услуг вынудит их менять жилье на более скоромное.
Очевидно, стабильно оплачивают услуги ЖКХ пожилые люди, отдавая порой большую часть пенсии за услуги, которые оказываются не в полном объеме (без пересчета за отключенную горячую воду или неработающий лифт). Пенсионеры воспитаны таким образом, что первым делом они платят за квартиру/телефон. У молодых другая культура - за услуги ЖКХ можно и не заплатить. Во-первых, за это ничего не будет (примеров отключения воды и переселения из-за неуплаты не так много). Во-вторых, граждане отказываются платить за некачественные услуги, а в ЖЭКе перерасчет не делают, списывая суммы в долг.
Россияне не знают о реформе ЖКХ
Казалось бы, реформа ЖКХ должна была повысить сознательность россиян. Однако из-за низкой осведомленности, ситуация в сфере ЖКХ не улучшается. По данным всероссийского опроса, проведенного Левада-центром в марте 2007 года, о предстоящей реформе управления многоквартирными домами, в ходе которой ответственность за их содержание и ремонт будет переложена с муниципальных властей на собственников жилья, знает 76% россиян. Однако 24 проц до сих пор не осведомлены о преобразованиях, а половина (42%) россиян не поддерживает этого начинания. Лишь 14 проц россиян с уверенностью могут сказать, что жильцы их дома уже выбрали способ управления. Остальные об этом просто не знают.
Специалисты комитета Госдумы по труду и социальной политике считают, что муниципальные власти зачастую сознательно не информируют горожан о сути реформы. К тому же, полагают депутаты, многие чиновники заинтересованы в том, чтобы навязать свои собственные частные фирмы и избежать конкуренции в этой сфере. Это создает опасность, что к управлению домами могут прийти мошенники, а расторгнуть с ними договоры можно только через суд.
3. Что отталкивает частных инвесторов от ЖКХ?
Во-первых, сдерживают приход в отрасль ЖКХ частных инвесторов экономически необоснованные тарифы. Не смотря на большие перспективы развития (по итогам 2006 года жилищно-коммунальный сектор нарастил оборот средств до 1,3 трлн рублей, в 2005 году - 1,1 трлн руб), доля частного бизнеса в ЖКХ невелика.
Справка:
По данным Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, доля частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения в России составляет 41% от общей численности предприятий, в теплоснабжении - 57%, в электроснабжении - 65%.
Принятый 21 июля 2005 г. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» направлен на то, чтобы способствовать максимальному участию частного бизнеса в модернизации ЖКХ, поскольку регламентирует права, порядок деятельности и льготы концессионера, предусматривает определенные гарантии снижения кредитных рисков.
Однако концессионные соглашения пока еще не находят широкого развития в жилищно-коммунальной сфере. Единичное их количество заключено только в 18 регионах.
Проведенный Госстроем анализ поступившей информации от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, показывает, что основные причины низкой активности при заключении концессионных соглашений связаны с:
- недостаточной инициативой со стороны собственника муниципального имущества в части реформирования управления и собственности ЖКХ;
- изменением имущественного статуса и отсутствием оформленного права государства и муниципалитетов на объекты коммунальной инфраструктуры.
Также эксперты указывают следующие причины:
- отсутствие типовой формы концессионных соглашений в отношении (каждого из объектов концессий;
- отсутствие механизма разделения большей части возможных рисков между Концессионером и Концедентом;
- невозможность привлечения частных нематериальных инвестиций;
- отсутствие преимущественного права на заключение нового концессионного соглашения с добросовестно исполнявшим свои обязательства Концессионером;
- положение Закона о возможности передачи в концессию имущества, а не монопольного вида деятельности;
- отсутствие в Законе ряда гражданско-правовых сделок, направленных на оптимизацию управления имуществом, в том числе недвижимым;
- необходимость решения вопроса о собственности того имущества, которое приобретено или построено за счет инвестиций частных компаний в случае, когда вводимые объекты являются неотъемлемой частью муниципального коммунального комплекса.
4. Реформа ЖКХ в муниципалитетах
Экс-глава Минрегиона РФ Владимир Яковлев заявил, что основные проблемы реформы ЖКХ должны решаться на местном уровне. " Хотим мы или не хотим, приятно это или неприятно, все основные вопросы должны решаться на местах", - сказал Яковлев.
"Мы вечно будем должны, вечно будем плакаться друг другу, и жители от этого улучшения не прочувствуют", - сказал Яковлев. По его словам, задача местных властей и областных руководителей - "более предметно, конкретно заниматься вопросами реформирования ЖКХ"
Итак, как решают вопросы реформирования ЖКХ на местах.
Просвещение
Муниципалитеты информируют население о реформе ЖКХ
Мэр Москвы написал брошюру "Реформа ЖКХ: Моя квартира в нашем доме. Доходчиво о важнейших вопросах жилищного самоуправления москвичей", где изложены основные положения реформы ЖКХ.
В администрации Коминтерновского района Воронежа создан клуб председателей ТСЖ. Заседания призваны ликвидировать информационный вакуум, снять социальную напряженность, повысить уровень доверия к новым формам управления жилищно-коммунальным хозяйством. Также основной задачей клуба является ознакомление с постановлениями главы города.
Снижение аварийности
Использование новых технологий, которые позволяют снизить потери на сетях
Нижний Тагил: Широко применяются современные технологии и материалы - пластиковые трубы, утеплители - используются современные, частотное регулирование насосных станций, устанавливаются турбогенераторы на котельных. Уже третий год при проведении капитальных ремонтов в жилых домах устанавливаются трубы из металлопластика. С 2004 года применяется технология прокладки труб проходными и полупроходными каналами.
В ЖКХ Зеленограде внедряется автоматизированная система управления ЖКХ в режиме он-лайн. С помощью каналов виртуальной сети обеспечивается оперативное взаимодействие с диспетчесрскими, аварийными, дежурными службами и организациями городского хозяйства, а также сбор, накопление и анализ данных о состоянии систем жизнеобеспечения и прогнозирования их бесперебойной и безаварийной работы.
Контроль
Контроль за деятельностью служб ЖКХ и управляющих компаний
Управляющие компании ЖКХ Ростовской области ответят за качество предоставляемых услуг. Контролировать их деятельность будет Областная межведомственная комиссия по защите прав потребителей. Руководители управляющих компаний , которые получили наибольшее количество нареканий, будут вызваны на заседание комиссии. Им предстоит объяснить причины неэффективной работы, а также устранить недочеты.
В Уфе начали применять новые технологии для устранения нестандартной ситуации. Так, проводится учет-анализ аварийных случаев и внедрение систем теленаблюдения, телеуправления. В одном из районов города установлены системы, которые контролируют расход теплоносителя по объекту и все изменения в дальнейшем. На основании этого мониторинга специалисты быстро находят причину неполадок и устраняют их.
Во Владивостоке создана Ассоциация управляющих компаний. В нее войдут лишь те компании, которые имеют достойную репутацию на рынке жилищных услуг и которые действительно способны их оказывать. Члены Ассоциации намерены взять на себя реализацию единой политики в сфере ЖКХ и расчет тарифов, а так же защиту граждан от фирм-однодневок.
Тамбов: ЖЭК 1 закончил работу по внедрению и сертификации по международному стандарту ISO 9000 системы менеджмента качества (СМК) в сфере предоставления населению услуг по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и содержанию жилищного фонда. Интеграция СМК в общую систему управления "ЖЭК 1" существенно повысила уровень качества коммунального обслуживания объектов компании. В 2007 году в России планируется создание национальной системы сертификации жилищного хозяйства, которая должна заменить систему лицензирования. Наличие у предприятия сертификата ISO 9000 считается конкурентным преимуществом при участии в конкурсах по оказанию населению жилищно-коммунальных услуг.
Управление фондами ЖКХ
Внедрение новых способов и форм управления ЖКХ
Первоуральск. Руководство городского округа выступило с предложением создания единой управляющей компании на территории нескольких поселков с передачей в аренду котельных, а позже - и наружных электрических сетей. Вопросы содержания территорий и работы коммунальных служб объединяются в одном предприятии с созданием единой диспетчерской службы, что снимет многие проблемы работы с населением, уменьшит количество жалоб и улучшит качество предоставляемых услуг.
Руководство Тюмени предложило создать вместо четырех одну управляющую компанию муниципальным жилым фондом. Новой управляющей компании необходимо передать спецфонд, то есть, общежития. До конца года увеличить численность домов, избравших формой управления ТСЖили частные компании. Предложено для более эффективного управления отраслью ЖКХразделить обязанности заместителя главы города и функции директора департамента ЖКХ администрации Тюмени.
Предложено создать службу заказчика по техническому надзору в форме муниципального учреждения, а управляющую компанию - в форме предприятия.
Мэр Москвы поручил в кратчайшие сроки разработать проект типового контракта между ТСЖ и управляющей компанией, занимающейся обслуживанием дома и прилегающей к нему территории. В договоре должны быть прописаны все нюансы отношений между товариществом и управляющей компанией, потому что уже сейчас возникают ситуации, когда в договорах на обслуживание дома не определен период уборки помещений и территорий, а также возможность обратиться в суд.
В течение следующего года все московские дирекции единого заказчика будут превращены в акционерные общества. Дотации из городского бюджета на обслуживание жилых домов ДЕЗы получать не будут, деньги будут давать только ТСЖ.
Благоустройство
Москва: В рамках городских программ по содержанию и благоустройству территорий (типа "Мой двор, мой подъезд") дворы и подъезды ТСЖ должны благоустраиваться в первую очередь. Кроме того, префектурам дано указание к 1 сентября подготовить перечни домов, находящихся в управлении ТСЖ, которые нуждаются в капремонте.
Регулирование тарифов
Новые способы установки тарифов за услуги ЖКХ
Глава Каменска-Уральского Виктор Якимов в своем выступлении предложил разработать специальную методику по работе и регулированию сферы ЖКХ, где учитывался бы баланс между стоимостью топливно-энергетических ресурсов и уровнем тарифов.
Руководство города Красноуфимска считает, что настала необходимость перехода населения на оплату отопления по факту его потребления, как было ранее. У данного нововведения есть свои «плюсы» и «минусы». «Минус» - возрастут текущие платежи за 8 месяцев, по предварительным данным, примерно на 54%. К «плюсам» можно отнести тот факт, что поставщик тепла получит реальные деньги. При нынешней оплате за отопление предприятие вынуждено кредитовать население на 4 месяца вперед, а это 22 млн. рублей. Также увеличится доля граждан, имеющих право на субсидию. Если ежемесячная плата возрастет, у семей появится шанс получить дополнительную финансовую поддержку со стороны государства в виде субсидии. Еще один «плюс» - возрастет сумма перерасчета за некачественно предоставленную услугу.
Руководство Красноярского края поставило задачу к концу года привести тарифы ЖКХ к экономически обоснованным. В настоящее время экономически обоснованные тарифы действуют лишь в 22 территориях региона. В ряде регионов тарифы составляют 57-65% от экономически обоснованных.
Стимулы для населения
Меры, которые стимулируют население вовремя оплачивать услуги ЖКХ
ООО "Тюмень Водоканал" решило наградить добросовестных абонентов. "Добросовестные абоненты", которые на протяжении всего 2006-2007 года своевременно оплачивали счета и не имеют задолженности за услуги водопроводно-канализационного хозяйства, получили ценные подарки.
В Москве ТСЖ планируется освободить от уплаты налога на имущество организаций. Коснется это имущества, которое ТСЖ использует непосредственно для осуществления уставной деятельности. Указанные налоговые льготы не распространяются на имущество, сдаваемое в аренду или в наем. Кроме того, для ТСЖ на 4% будет снижена ставка налога на прибыль организаций.
Владивосток: Должникам по квартплате предложено поучаствовать в уборке подъездов и придомовых территорий.
Итак, успешному проведению реформы ЖКХ мешают следующие факторы:
несовершенство законодательства. Возложив на муниципалитеты всю тяжесть организации содержания жилого фонда, новый Жилищный кодекс и иные федеральные правовые акты в части жилищного законодательства и тарифного регулирования перенесли на них и множество проблем, решение которых не апробировано и противоречиво.
высокий износ фондов ЖКХ, долги. Все это мешает привлечению в ЖКХ частных инвесторов.
отсутствие окончательного решения о принятии закона о финансовом оздоровлении ЖКХ.
отсутствие культуры у населения оплачивать услуги ЖКХ.
низкая осведомленность населения о реформе.
неразвитость в ЖКХ концессионных соглашений.