Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года утверждены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2008 - 2010 годы. 52 рубля за квадратный метр - таков федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в среднем по стране в 2008 году. По Тверской области он составит 50 рублей 90 копеек. Для сравнения: по городу Москве - 51 рубль. Итак, наша Тверская область идет почти вровень с “дорогой” столицей (хотя доходы тамошних граждан с нашими несопоставимы).
Нетрудно подсчитать примерно, во сколько будет обходиться каждому его жилье в 2008 году. Но впереди еще год 2009 и год 2010. Про них можно сказать, что темпы удорожания жилья будут расти. Общероссийский предельный федеральный стандарт составит соответственно 56,3 и 62,7 рубля за квадратный метр, по Тверской области - 55,1 и 61,4 рубля. Так что всего через два года нам придется умножать свой метраж не на пятьдесят рублей, а на шестьдесят с лишним. Можно возразить: речь ведь идет о федеральном стандарте предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, и в компетенции региональных властей соответственно снизить потолок платежей. Но опыт проживания на территории Тверской области говорит об обратном: размеры платежей, как правило, устанавливались на самой грани допустимого, а в некоторых муниципальных образованиях даже переваливали за эту “заповедную” черту. И тогда прокуратуре приходилось в судебном порядке защищать нарушенные права граждан. “Коммуналка” нашей Тверской области почему-то одна из самых дорогих в Центральном федеральном округе. Дороже только в самой Москве и Московской области. А вот для Тульской области, например, на 2008 год федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр жилья установлен в размере 35,8 рубля, и к 2010 году возрастет до 43,2 рубля. Другими словами, для жителей Тульской области стоимость коммунальных услуг предполагается гораздо дешевле, чем для населения Тверской области. Но, предположим, Тульская область несколько южнее Тверской и, значит, оплата того же отопления и горячей воды, естественно, дешевле. Но возьмем тогда наших непосредственных северных соседей - Вологодскую область. Для нее федеральный стандарт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2008 год установлен в размере 33,4 рубля, на 2009 и 2010 годы соответственно 36,2 и 40,3 рубля. Статистики ежегодно отслеживают условную стоимость жилищно-коммунальных услуг по регионам России. За основу берется опять же условная квартира площадью 50 квадратных метров, где проживает семья из трех человек, ежемесячно расходующая 100 кВт/час электроэнергии. В 2007 году такая квартира в Тверской области обходится ее жильцам в 2564 рубля в месяц, в Вологодской области - 2544 рубля, в Новгородской - 2452 рубля, в Рязанской - 2521 рубль, в Ярославской - 1991 рубль. По данным статистики, такая условная квартира в нынешнем году подорожала, по сравнению с 2006 годом, для жителей Тверской области сразу на 300 рублей в месяц, для Рязанской - на 550 рублей, а для Ярославской - на 154. Но все равно Тверская область в 2006 году занимала 17-е место среди российских регионов по стоимости жилищно-коммунальных услуг. Впереди нее были такие регионы, как Камчатская, Сахалинская, Мурманская, Тюменская области, Республика Бурятия, Чукотский автономный округ, Якутия. В Чукотском автономном округе, к примеру, такая же квартира обходилась условной семье в 2806 рублей (для сравнения: в Тверской области - 2265 рублей). “ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ” МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В последнее время жилищно-коммунальное хозяйство привычно называют “черной дырой”. И мы, большинство населения, по сути, согласны со столь нелестным определением для важнейшей отрасли муниципального хозяйства. Действительно, сколько денег ни плати, как ни повышай стоимость ЖКУ, ничего к лучшему не меняется. Где деньги? Вот в чем вопрос! Возможно, благодаря высоким тарифам на теплоресурсы (которые согласовывает и утверждает государственный орган - региональная энергетическая комиссия) энергетики решают свои застарелые проблемы с модернизацией и ремонтом оборудования и теплосетей за счет населения. Наглядный пример тому - нынешняя ситуация с отключением горячей воды в жилых домах Твери. В распространенном по данному поводу пресс-релизе ОАО “Территориальная генерирующая компания № 2” объясняет это систематическими неплатежами за потребленное тепло со стороны предприятий-перепродавцов, в первую очередь МУП “ТДЕЗ”. Долг указанного перепродавца тепла, по данным ТГК-2, на 1 августа превысил 381 миллион рублей, что более чем в четыре раза превышает стоимость всей ремонтной кампании. Не будем в данном случае подменять суд и разбираться, кто прав, а кто виноват. Здесь интересно другое: деньги, которые заплатило население за теплоресурсы (а мы ведь их с вами заплатили, независимо от того, как ими распорядилась Дирекция единого заказчика), в сумме своей в четыре раза превышают затраты на ремонтную кампанию. Может быть, именно поэтому и стоимость отопления одного квадратного метра жилья в Тверской области выше, чем в Вологодской области? Из-за непомерных аппетитов монополистов от отопления. Но тут прорисовывается еще одна, очень интересная сторона затронутого вопроса: а куда эти сотни миллионов подевала ТДЕЗ? Как она ими распорядилась? На какие нужды направила? Ведь, по закону, эти деньги должны быть возвращены населению как излишне переплаченные за ту услугу, которая ему не была оказана. Вот уж воистину “черная дыра” эта “коммуналка”, где вполне реальные рубли бесследно исчезают. Так что хватит, наверное, говорить о том, что население недолжным образом оплачивает предоставляемые ему коммунальные услуги, что этих денег постоянно не хватает на самое необходимое. Говорят же в народе про хозяйку-неумеху, которая хлеба испечь не может путем: “Добрая мучка, да чертова ручка!” А ДЕНЬГИ ТЕРЯТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ Сейчас Генеральная прокуратура РФ взяла под свой контроль внедрение новых форм управления жильем. В первую очередь это касается выбора так называемых управляющих компаний. К проверке уже подключились прокуратуры нескольких регионов, в том числе и Тверской области. В Жилищном кодексе РФ есть специальный раздел, посвященный управлению многоквартирными домами. Жильцы могут управляться самостоятельно, через товарищества собственников жилья (ТСЖ) или кооператив либо заключить договор с управляющей компанией. Казалось бы, муниципалитетам предоставляется замечательная возможность сбросить со своих усталых плеч эту ненавистную “коммуналку” и дать возможность жильцам самим позаботиться о принадлежащем им имуществе. Однако проверки показывают, что муниципалитеты не спешат вот так просто расставаться с “коммуналкой”. По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Владимира Смоленского, для местного самоуправления крайне болезненно терять рычаги управления территорией и денежные потоки в виде коммунальных платежей. Именно здесь, по мнению депутата, экономическая основа нарушений, вскрываемых антимонопольной службой и прокуратурой. Они заключаются, прежде всего, в отсутствии альтернативы при выборе управляющей компании. Дело в том, что в целом по стране (данные Минрегионразвития РФ) лишь 13 процентов жильцов многоквартирных домов выбрали управляющую компанию, а товарищества собственников жилья созданы всего в семи процентах домов. По закону, если способ управления не выбран, местное самоуправление обязано провести открытый конкурс по выбору управляющей компании. Однако местные власти предпочитают проводить так называемые собрания собственников, на которых жильцы “подталкиваются” к заключению договора с нужной компанией. Нередко ими становятся те же ЖЭУ или ДЕЗ. И понятно, почему: опасаясь заполучить кота в мешке, жильцы, как они думают, из двух зол выбирают меньшее. А что на самом деле?