Неделю назад (№135) "ВиД" опубликовал материал "Ремонтная доля" о намерении республиканских властей привлечь средства собственников квартир для проведения капремонта жилых домов в размере 25% от его стоимости. Сегодня мы публикуем мнение на эту тему читателя нашей газеты Альберта Сибатова, ветерана труда, работавшего ранее старшим научным сотрудником ВНИИ расходометрии.
Что сдерживает организацию ТСЖ? На этот вопрос коротко можно ответить так: нежелание местных властей и незаинтересованность жильцов - собственников квартир в старых многоквартирных домах.
Нежелание властей объясняется как стремлением не потерять рычаги влияния на отрасль ЖКХ, так и необходимостью трудоустройства кадров из бывших РЖУ, высвобождаемых в ходе реформирования ЖКХ.
Несмотря на формальные призывы властей к населению создавать ТСЖ, жильцы - собственники квартир в старых многоквартирных домах не торопятся организовывать товарищества, хотя они и видят возможные преимущества ТСЖ в уменьшении эксплуатационных расходов и улучшении качества жилищно-коммунальных услуг. Это нежелание жильцов, с одной стороны, имеет психологический характер и объясняется опасением: чтобы не было хуже. Но в основном за этим нежеланием кроется понимание своего экономического интереса, а именно опасение населения потерять средства, выплаченные на протяжении многих лет на так и не проведенный капитальный ремонт дома. При этом при переходе в ТСЖ наибольшие потери понесут жильцы старых домов, у которых истекли сроки планового капремонта.
Вопрос с отчислением на капремонт в Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ) не отражен, но неоднократный перенос Госдумой РФ сроков исполнения важнейших положений ЖК РФ, в частности, касающихся организации ТСЖ, показывает, что этот вопрос требует определенного решения.
Необходимо отметить как положительный тот факт, что вопрос о капремонте жилых домов нашел отражение в послании Президента РФ Владимира Путина к парламенту и стране, с которым он выступил 26 апреля 2007 года, в котором говорится о необходимости выделения на эти цели 150 млрд. рублей в 2008 году.
Представляется, что эффективное использование этих средств может быть связано с организацией ТСЖ таким образом, чтобы максимально способствовать их созданию.
Например, дома, у которых истек срок планового капитального ремонта, но ремонт не был произведен, должны быть включены в план капремонта за счет государства, так как их жильцы полностью выплатили нормативные средства на этот ремонт. После капремонта эти жилые дома должны получить сертификат годности к самостоятельной эксплуатации от муниципальных властей с организацией ТСЖ для самоуправления жилым домом.
Жильцам домов, у которых не истек срок планового капремонта, должна быть дана возможность организации ТСЖ с предоставлением гарантий помощи от властей в капремонте их дома в объеме сделанных жильцами отчислений. Одновременно необходимо организовать учет средств, идущих в управляющую компанию (УК) от жильцов данного дома на капремонт, и ввести ограничения на порядок их использования УК (учитывая, что все поступления от жильцов за жилищно-коммунальные услуги идут через ЕРЦ, это не представляет технических затруднений). При переходе жильцов из УК в ТСЖ эти накопленные средства должны передаваться на счет ТСЖ для целевого использования на капремонт.
На основе имеющихся данных можно констатировать, что экономически оптимальным является 40-50 тысяч квадратных метров жилой площади, находящейся в управлении ТСЖ. Эти цифры намного превышают площадь "среднего" жилого дома. Поэтому в ЖК РФ необходимо снять ограничения, касающиеся объединения нескольких домов в один ТСЖ, а именно: разрешить объединения в один ТСЖ не только домов с прилегающей друг к другу территорией, но и просто достаточно близко расположенных.
Судя по недавним заявлениям руководства РФ, имеется большая вероятность того, что средства, выделяемые на капремонт жилых домов в 2008 году, могут стать не одноразовой акцией, а будут выделяться в дальнейшем централизованно каждый год на протяжении нескольких лет.
Поэтому наличие в регионах и на местах долговременных планов по капремонту жилых домов, обоснованно привязанных к целям реформирования ЖКХ (с господдержкой организации ТСЖ на принципах самоуправления и самофинансирования), способствовало бы эффективному использованию средств, выделяемых государством на ремонт жилых домов.