http://gkh-reforma.ru
Владимир Попов
Федеральный центр
Ключевыми событиями минувшей недели стали окружное координационное совещание в Кемерово по вопросам строительства жилья, реформирования ЖКХ и капитального ремонта жилых домов под председательством помощника президента РФ И.Шувалова и окружной координационный совет губернаторов Северо-Западного федерального округа под руководством полпреда И.Клебанова. В среду состоялась Интернет-конференция с руководителем Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.Кругликом по вопросам реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
В.Матвиенко: «Когда государственные деньги уходят в какие-то фонды, это всегда настораживает»
На прошедшем 25 июня в Калининграде окружном координационном совете губернаторов СЗФО полпред президента РФ И.Клебанов подверг резкой критике схему финансирования программы переселения из ветхого и аварийного жилья. С подачи губернатора Санкт-Петербурга В.Матвиенко и при поддержке губернатора Калининградской области Г.Бооса И.Клебанов заявил главе Федерального агентства по строительству и ЖКХ С.Круглику, выступавшему с презентацией концепции фонда содействия реформированию ЖКХ, что «мы берём под сомнения чистоту расходов выделяемых средств через фонд» и пообещал направить телеграмму М.Фрадкову и Б.Грызлову о том, что губернаторы СЗФО «категорически против такого решения вопроса». Позже на пресс-конференции он более внятно обосновал свою позицию: «Регионы больше доверяют министерствам и агентствам, чем фондам, поскольку деньги там становятся как бы негосударственными, и не учитывать этого нельзя». Надо сказать, что сомнения в эффективности создаваемого фонда реформирования ЖКХ были выражены и на окружном координационном совещании в Кемерово. Представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе (СФО) А.Квашнин посетовал: «спинным мозгом чувствую, что миллиарды уйдут мимо». Ещё ранее на координационном совещании в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) полпред К.Исхаков подсчитал, что только для переселения жителей округа из ветхого жилья необходимо около 300 млрд. руб., тогда как весь бюджет фонда составляет 240 млрд. руб. О недостаточности средств создаваемого фонда для решения такой чрезвычайно важной задачи как переселение из аварийного и ветхого жилья говорил также председатель Счетной палаты РФ С.Степашин. Он заявил, что для ликвидации аварийного и ветхого жилья в России нужны триллионы рублей - «сколько точно потребуется - надо считать». Он отметил, что выделенные на содействие реформе ЖКХ 240 млрд. рублей «недостаточны для решения всех проблем», но при этом уверил, что создаваемая сейчас государственная корпорация по содействию реформе ЖКХ со временем успешно заменит «неповоротливые органы исполнительной власти». И тут уместно было бы спросить председателя Счетной палаты, а зачем тогда вообще государство нужно, если государственные задачи могут с успехом решать различные гибкие корпорации и структуры. Может быть, лучше вообще отдать на субподряд государственные функции частным организациям, которые контролируют эффективные собственники. Они-то быстро наведут порядок, всё как надо распределят и профинансируют. Интересно, как губернаторы, представляющие государственную власть в регионах, могли отнестись к такой идее, что для того, чтобы решать проблемы переселения граждан своей страны из аварийного и ветхого жилья, нужно сначала закачать львиную долю финансовых средств создаваемого фонда в зарубежные ценные бумаги, дать заработать иностранным компаниям, а только потом вкладывать средства в решение проблем внутри страны. Да и средств, по общему мнению, хватит только на то, чтобы расселить 10-15% граждан, проживающих в опасных для жизни условиях. К тому же плохо укладывается в понимание структура расходов фонда, в которой 10% выделенных в государственную корпорацию средств планируется затратить на административные издержки по ведению программы расселения до 2011 года.
Региональные события
Региональные новости минувшей недели носили в своем большинстве негативный характер и были связаны по большей части с долговыми проблемами. Отдельно отметим новости о проведении региональных совещаний и круглых столов (в частности, из Красноярска) по теме «Реформа жилищно-коммунального хозяйства и качество жизни населения». С этого и начнем.
Деньги есть, но как их получить
Красноярские краевые власти провели круглый стол по теме «Реформа жилищно-коммунального хозяйства и качество жизни населения». Основным вопросом обсуждения стал проект федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Было отмечено, что на капитальный ремонт жилищного фонда Красноярскому краю необходимо свыше 100 млрд. рублей и 22 млрд. на капитальный ремонт инфраструктуры. В таком ремонте нуждаются 66% жилых домов края, 700 находятся в аварийном состоянии. Проблема в том, что получение средств из фонда представляется весьма сложным делом. Сначала нужно достигнуть высоких показателей по созданию ТСЖ, а жители не спешат их образовывать. Также необходимо провести приватизацию коммунальных предприятий, а это форсированно осуществить не просто. Но самое главное – это проекты, под которые должны выделяться деньги и которые никто не разрабатывал, так как на это в муниципалитетах, отвечающих за содержание жилищного фонда, не выделялись соответствующие средства. Заместитель губернатора Красноярского края А.Тубольцев заключил, что «средства должен получить субъект федерации, и уже дальше передать муниципальным образованиям». Можно предполагать, что эту позицию сейчас разделяют в большинстве регионов России, что и отразилось на проведенных совещаниях в федеральных округах.
Блэкаут замаячил впереди
В Волгограде разразился серьезный скандал по поводу возможного отключения города от подачи электроснабжения. ОАО «Волгоградэнергосбыт» (крупнейшая энергетическая компания региона, отвечающая за электро- и теплоснабжение Волгограда) выступило с официальным предупреждением об угрозе стабильному энергоснабжению областного центра. Это решение вызвано неплатежами ЗАО «Региональная энергетическая служба» (РЭС). Руководство «Волгоградэнергосбыт» заявило, что если ситуация не изменится, Волгоград ожидает ряд аварийных отключений электроэнергии больниц, школ, детских садов и других социально значимых организации и учреждений. Могут пострадать и сотни тысяч горожан, исправно оплачивающих свои счета за электроэнергию. Однако каковы перспективы у РЭС расплатится с долгами? РЭС является арендатором всего жилищно-коммунального комплекса Волгограда с июня 2006 года. ЖКХ города компания приняла с долгами в полмиллиарда рублей, теперь они увеличились до 974 млн. рублей. Специалисты прогнозируют увеличение задолженности к началу отопительного сезона до 1,1 млрд. рублей. Казалось бы, в ЖКХ пришёл частный бизнес и по идеологии, которую исповедуют в правительстве РФ, эффективный частный собственник должен лучше решать проблемы ЖКХ, в Волгограде же наблюдается обратная ситуация.
В Читинской области уже не ограничились предупреждением. С 30 мая после завершения отопительного сезона ОАО «Читинская энергосбытовая компания» (ЧЭСК) отключила от энергоснабжения 120 котельных, находящихся в разных районах области. Причём, по информации пресс-службы ЧЭСК, руководство большинства предприятий-должников не пытается исправить ситуацию, чтобы своевременно подготовить свои объекты к предстоящему отопительному сезону.
«Водоканал» города Асбеста должен энергосбытовой компании «КЭСК-Мультиэнергетика» более 14 млн. руб. Во вторник 26 июня было произведено повторное ограничение подачи электроэнергии одного из объектов Водоканала - станции третьего подъема. Из-за этого вода в дома 67 квартала Асбеста (15 тыс. жителей) поступает по временной схеме - с 6.00 до 14 .00 и с 18.00 до 23.00. Как отметили в пресс-службе «КЭСК-Мультиэнергетика», руководство «Водоканала» не отказывается от долгов и готово всё оплатить, но ссылается на нехватку средств.
Отметим, что угрозы отключения от электроснабжения города с населением в миллион жителей, как это произошло в Волгограде, - нечто новое в экономической реальности современной России, демонстрирующей всему миру бурный экономический рост. Это является свидетельством разительного перекоса в экономике. Долговые проблемы ЖКХ нельзя списать только на сплошное воровство в системе. Эти долги генерируются главным образом тарифной политикой, вызывающей неплатежи населения, растущими издержками на поддержание изношенной инфраструктуры, организационной неразберихой. Мы наблюдаем сейчас раскручивание долговой спирали в ЖКХ под разговоры о необходимости широкомасштабной приватизации отрасли как панацеи от всех бед. При этом внятного ответа, как и за счет чего могут быть решены проблемы, нет. При этом предлагаются паллиативные меры, размывающие ответственность в системе и внушающие мысль – главное, чтобы был собственник и всё!
Владимир Попов