www.gkh-reforma.ru
Владимир Попов
Обзор основных событий в ЖКХ за 21–25 мая
Федеральный центр
Минувшая неделя оказалась весьма богатой событиями в ЖКХ на уровне федерального центра. При этом в регионах, особенно в Москве, наблюдалась также изрядная активность. К числу основных событий федерального центра выделим заявление вице-премьера С. Нарышкина на заседании Совета законодателей и объединенной комиссии по национальной политике при Совете федерации о целесообразности парламентского контроля над выполнением национальных проектов, сделанное им в понедельник 21 мая. Важным событием стало обнародование данных проверки выполнения в субъектах России федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище», проведенной ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных программ» федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстроя). В ходе проверки выявлено более 400 серьезных нарушений, касавшихся незаконной выдачи государственных жилищных сертификатов. 24 мая в думском Комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям проведен круглый стол на тему «Законодательное обеспечение формирования рынка доступного жилья: проблемы и решения», на котором председатель этого Комитета М.Шаккум потребовал осуществить поиск новых подходов и решений, дополнительных мер, позволяющих интенсивно развивать массовое жилищное строительство, обеспечивать проведение капитального ремонта жилищного фонда и расселение граждан из аварийного жилищного фонда, а также повышать эффективность жилищно-коммунального хозяйства.
Сенаторская активность
Наиболее важные события, затрагивающие основы государственной политики в ЖКХ, проходили на неделе в стенах Совета Федерации. На заседании Совета законодателей и объединенной комиссии по национальной политике при Совете федерации вице-премьер С.Нарышкин озвучил ряд важных идей. Во-первых, в ближайшее время государством будет определен масштаб аварийного жилья и жилья, подлежащего капитальному ремонту. Во-вторых, будет создан фонд по реформированию ЖКХ, за расходами которого должен проследить наблюдательный совет из парламентариев, представителей органов власти федерального и регионального уровней, а также общественных организаций. Затем С.Нарышкин потребовал при реализации национальных проектов закрепить принцип: «финансирование, организация и формы деятельности органов власти должны быть ориентированы на получение конечного результата», чем заставил отдельных наблюдателей задуматься над тем, а какими принципами до сих пор чиновники руководствовались при реализации приоритетных национальных проектов. По словам вице-премьера, в текущем году регионам выделят 153 млрд. рублей, в 2008 году - более 163 млрд. рублей. Сомнения наблюдателей отчасти подтвердили опубликованные данные проверки выполнения в субъектах России ФЦП «Жилище». Начальник ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных программ» федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстроя) А.Мишанов сообщил о том, что в ходе проверок в субъектах РФ было выявлено около 400 случаев, когда государственные жилищные сертификаты выдавались незаконно. Он уточнил, что среди распространенных случаев нарушения закона были выявлены: двойная выдача сертификата (при которой жилищный сертификат повторно выдавался одному и тому же человеку) и выдача сертификата лицам, не являющимися гражданам России. А.Мишанов с утешением пояснил, что под грубыми нарушениями подразумеваются только случаи преднамеренного нарушения закона, тогда как зачастую при получении сертификата происходят менее серьезные нарушения, к которым обычно относится отсутствие какого-либо документа.
С обязательным страхованием жилья в РФ ещё подождём
Важная позиции федеральной власти по острой теме введения обязательного страхования жилья была высказана начальником департамента по сопровождению приоритетных национальных проектов экспертного управления администрации президента (АП) РФ А. Слепневым на пятом Международном саммите страхования в Сочи. По мнению высокопоставленного представителя АП, постановка вопроса об обязательном страховании ответственности собственников жилья в РФ преждевременна. По его словам, с учетом нынешнего уровня износа оборудования в сфере ЖКХ было бы несправедливо переложить на собственника ответственность по финансированию расходов на содержание жилья. Отдельные наблюдатели и в этом случае оказались озадаченными. Действующий Жилищный кодекс однозначно относит на счет собственников жилья содержание и ремонт оного. Получается, что при наступлении нечастного случая (пожары, затопления и т.п.) бремя проведения ремонта ложится на плечи собственников. А как иначе? Если собственники застраховали жилье, а таковых в РФ незначительное количество, то они могут рассчитывать на страховые выплаты. А если не застраховали, – то ли государство поможет, то ли нет. По крайней мере, известны многие случаи отказа властей помогать собственникам восстанавливать жильё после несчастий, особенно в отношении пострадавшего общего имущества многоквартирных домов: «вы собственники, вы и несите ответственность». Страхование жилья, в том числе общего имущества многоквартирного дома, о чем сначала жильцам надо ещё договориться между собой, вещь достаточно обременительная для большинства граждан РФ. В то же время государство фактически сняло с себя ответственность за помощь гражданам и стеснительно говорит обществу «мы понимаем, как трудно, но вы же сами выбрали свой путь, и рано или поздно по счетам придется платить».
У Минфина своя логика
Идеи президента РФ о формировании фонда по реформированию ЖКХ, озвученные им в последнем послании Федеральному собранию РФ и конкретизированные вице-премьером С.Нарышкиным на заседании в Совете Федерации 21 мая, обнадежили многих наблюдателей за состоянием жилищно-коммунального хозяйства РФ: «теперь-то дело пойдет». Однако Минфин предложил свою схему расходования финансовых средств, запланированных к выделению в фонд по реформированию ЖКХ. Как сообщил 24 мая заместитель министра финансов РФ А.Силуанов, средства фонда будут размещаться по аналогии с Резервным фондом, то есть в ценных бумагах, да ещё иностранных. Каково! Тут надо срочно принимать меры по реконструкции коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, износ которых по усредненным оценкам составляет более 60% по стране, что самым угрожающим образом влияет на национальную безопасность, а фискальные чиновники предлагают вложиться в высоколиквидные активы, в том числе иностранные, с тем, чтобы обеспечить, по их словам, сохранность этих средств. По словам замминистра финансов А.Силуанова, предполагается, что фонд будет создан в виде корпорации. При этом её капитал составит 240 млрд. руб., а 10 млрд. руб. будут уже в этом году распределены в размере 5 млрд. руб. на ремонт ветхого жилья и 5 млрд. руб. – на отселение из аварийного жилья через процедуру, прописанную в рамках программы "Жилище". Замминистру финансов уместно задать вопрос, много ли граждан РФ, проживающих в ветхом и аварийном жилье, а таковых по официальным данным более 5 млн. человек, можно расселить в этом году за 5 млрд. рублей? В лучшем случае вместе с бюджетным финансированием ФЦП «Жилище» 0,5% от необходимого количества. Зато хозяева надежных иностранных ценных бумаг, в которые фискальные чиновники РФ вложат средства фонда по реформированию ЖКХ, скажут им огромное спасибо за внимательное отношение к их проблемам.
Региональные события
За прошедшую неделю в регионах продолжали подводить итоги отопительного сезона 2006–2007 и намечали планы по подготовке к следующему сезону. Достаточно напряженной минувшая неделя выдалась для чиновников московского правительства, которые энергично принялись создавать благоприятные условия для становления ТСЖ в столице и реформирования «заскорузлых» ДЕЗов.
Оттопили
Итоги осенне-зимнего отопительного подвели в Санкт-Петербурге, Тюмени, Сыктывкаре и других регионах. В целом муниципальные власти этих регионов оценили работу коммунальных служб удовлетворительно. Были вскрыты многие недостатки. Например, губернатор Петербурга В.Матвиенко раскрыла хитрые технологии в ремонте коммуникаций, которые применялись в городе: ремонтники привозили «бэушные» белорусские трубы, замазывали черной краской и прокладывали вместо новых. Или того хуже – снимали слой асфальта, а через две недели обратно закатывали – мол, работы сделаны. Заострив проблемы контроля над ходом подготовительных работ, в Петербурге решено выделить более 50 млрд. рублей на подготовку к предстоящему отопительному сезону, что существенно больше, чем выделялось ранее на эти работы.
Жесткая реорганизация московских ДЕЗов
22 мая прошло заседание московского правительства, на котором рассматривался вопрос реформирования ЖКХ в столице. На нем мэр Москвы Ю.Лужков заявил, что реорганизация ДЕЗов в Москве будет идти на жестких условиях. "Нужно сформировать в префектурах комиссии по реформированию ГУП ДЕЗ в государственные учреждения, которые должны влиться в управы", - заявил столичный градоначальник, чем и вызвал у наблюдателей изрядное изумление. Так ГУПы и являются государственными предприятиями под полным его контролем. Что-то в схеме московского начальства по реформированию ДЭЗов не так, засомневались наблюдатели. Зачем их из государственных предприятий переводить в государственные учреждения под прямым контролем управ, чтобы затем акционировать? Причем управ, а не муниципалитетов: в Москве действует раздвоенная система местных органов власти – управы как продолжение руки московского правительства в муниципальных районах, и муниципалитеты, состоящие из выбранных районных депутатов и которые являются фактически декоративными органами местного самоуправления. Лужков хочет решительно отдать ДЕЗы под управы, читай под свой жесткий контроль. Почему? Здесь остается широкое поле для догадок. По крайней мере, каков жесткий контроль столичного градоначальника, когда он крепко берется за дело, многие знают не понаслышке. А дело-то крупное. В апреле первый заместитель мэра Москвы П.Аксенов сообщил, что более 95 % собственников жилья в Москве выбрали способ управления своими домами. В большинстве домов - 72,6% - в качестве управляющей компании выбраны государственные унитарные предприятия - ДЕЗы. В 2,5 тысячах московских домов (8,2%) собственники выбрали частные управляющие компании. Упустить такой рынок – это как-то не по хозяйственному. К тому же мэр Москвы не случайно назвал одну из глав свой выдающейся книги «Моя квартира в нашем доме» именно так: «Обдираловки не будет!».
24 мая в пресс-клубе «РИА Новости» прошел круглый стол на тему: «Создание условий для организации и эффективной деятельности товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов по управлению многоквартирными домами в городе Москве». Организатором мероприятия выступил Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. Как сообщил начальник управления департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Е.Хромушин, до 2009 года правительство Москвы обязуется за счет городского бюджета сделать капитальный ремонт во всех бывших муниципальных домах, где до 2006 года были приватизированы квартиры и созданы товарищества собственников жилья (ТСЖ). Независимые наблюдатели сразу же обратили внимание на избирательный подход столичных властей. Во-первых, ТСЖ в Москве не так много и в основном они автоматически создаются в возводимом жилье, то есть собственники, покупающие квартиры в новых домах, сразу же оказываются в ТСЖ.. Во-вторых, многоквартирные дома, в которых не созданы ТСЖ, в большей мере нуждаются в капремонте, но власти это явным образом игнорируют. В 2007–2008 годах планируется выделить порядка 20 млрд. рублей на капремонт домов, в которых созданы ТСЖ.. Получается, что это всё. И эта сумма не на много больше, чем выделенная сумма на капремонт в бюджете города на 2007 г. 16 млрд. 937,8 млн. рублей. А ведь надо 260 млрд. рублей, которые город, по проведенным им подсчетам, задолжал за капремонт москвичам. Очевидно, что московские чиновники решили выполнять план по реформированию ЖКХ, то есть активно содействовать образованию ТСЖ, соблазняя пряником в виде средств на капремонт жилья, которых у города нет в полном объеме. Может ли получиться из этого что-то стоящее, покажет время.