www.rg.ru
Нина Егоршева
Сергей Титов
Новообразованные частные домоуправляющие компании (ДУК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) уже успели набрать многомиллионные долги. Это вскрыла прокуратура Ульяновской области, проверившая должников муниципальных теплопередающих предприятий.
Руководители двадцати предприятий получили прокурорские предостережения, мэр - представление, а ни в чем не виновные жильцы домов (практически все - исправные плательщики) - печальное сообщение на подъездах о том, что горячей воды они больше не увидят. Косвенно прокуратура дала понять энергетикам, пытающимся запустить процесс банкротства ульяновских теплосетевых компаний, что торопиться не надо - проблема гораздо глубже.
И дело не в том, что ДУКи или ТСЖ прячут куда-то деньги, просто уровень оплаты, рассчитанный из стоимости гигакалории и нормативов потребления, оказался ниже, чем фактическая подача, как утверждает теплосетевая компания. И это притом, что тарифы в Ульяновской области одни из самых высоких в стране. Выше уже некуда - там планка, установленная Федеральной службой по тарифам.
Однако директор муниципального предприятия "Теплоком" Василий Жуков уверен, что дело не только и не столько в "вилке" между нормативом и реальным потреблением, сколько в нерадивости и бесхозяйственности руководителей ДУКов и ТСЖ.
- Муниципальные управляющие компании в сравнении с частниками и ТСЖ оказались ангелами, хоть их и критиковали за неэффективность, - говорит он. - Надо заниматься теплом, а не пускать все на самотек. В каждом доме на тепловом пункте есть регуляторы температуры. Но ни один из них не работает. Могли и вручную регулировать!
Выпадающие доходы в Ульяновске никто не собирается компенсировать. Как утверждает заместитель мэра Сергей Савельев, Ульяновск потому и побежал в жилищной реформе "впереди паровоза", что не было у города и области своих внутренних резервов - надеялись, что инвестиции вложит частный бизнес, которому отдали на откуп жилкомхоз. Да только далеко не все бросились инвестировать. Теперь кое-кому грозит банкротство, если не будут приняты властью кардинальные решения, на которые опять же нужны средства.
Заммэра признается, что нынешняя система оплаты жилья, требования 307-го постановления правительства и Жилищного кодекса - это все приемлемо для иных начальных условий, когда у людей нормальная зарплата и пенсия. При столь высоких тарифах собственники жилья против увеличения стоимости обслуживания жилья, а без этого приборы учета не поставить. Савельев соглашается, что правильней было бы сначала сделать капремонт всех домов, а потом уже передавать жилье в ТСЖ и частным ДУКам. Но сложилось иначе, и круг замкнулся.
- В ближайшее время мы соберем руководителей некоторых ТСЖ и объясним им: или закрывайте ваши товарищества, или будете банкротами, - сказал заместитель мэра Ульяновска.
Недавно руководитель ульяновского Центра защиты прав потребителей Григорий Каленов, однозначный сторонник реформы ЖКХ, сделал неожиданное заявление. Он считает, что, несмотря на все призывы местной власти к выбору формы управления, граждане должны воздерживаться от самостоятельного выбора.
- Сегодня люди оказались не готовы выбирать, - говорит он. - Они не обладают информацией о критериях выбора, об устойчивости компаний, в первую очередь финансовой. Пусть это сделает муниципалитет. И пусть почувствует всю ответственность за этот выбор. Быть может, потом рынок жилищно-коммунальных услуг еще сформируется. Но гнать паровоз сегодня, когда еще весь путь в тумане, чревато катастрофой.
Комментарий
Эксперты продолжают спорить о том, какая форма управления многоквартирным домом является лучшей в сегодняшних условиях.
Одни настаивают на том, что это товарищество собственников жилья. "Только в этом случае создается орган, который будет выступать заказчиком работ от имени всех собственников, - говорит сотрудник Института экономики города Сергей Сиваев. - Например, определять размер оплаты на весь срок договора, будет она индексироваться или нет. В этом случае управляющая компания, чтобы заработать, вынуждена будет снижать издержки: утеплять дом, ставить счетчики и тому подобное".
По мнению президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана, наиболее квалифицированные услуги по управлению жилыми домами могут предоставить именно управляющие компании, тогда как ТСЖ скорее предназначены для защиты интересов собственников перед управляющей компанией. "Бюджет России начиная с 90-х годов не позволял развивать ЖКХ, при этом произошла приватизация, в результате чего около 80 процентов граждан получили жилье в собственность. Система же управления практически не реформировалась, - считает Николай Кошман. - Нужно срочно ликвидировать правовую безграмотность граждан, ведь зачастую они просто боятся заключать договоры управления, необходимо также разрабатывать и повсеместно внедрять типовые формы таких договоров".
"Мы предлагаем сохранить за населением право проведения общих собраний, даже если дом ушел под управляющую компанию, - настаивает депутат Госдумы Олег Шеин. - У собственников раз в год должен быть так называемый Юрьев день, когда они смогут изменять форму управления.
Еще одно предложение депутатов, как обезопасить жильцов от возможных огрехов реформы, - введение обязательной регулярной отчетности управляющей компании перед жильцами. В случае возникновения задолженности перед ресурсообеспечивающими компаниями при условии, что жильцы вовремя и полностью вносили плату за услуги ЖКХ, собственники смогут немедленно расторгнуть договор.