Нельзя лишать себя возможности научиться стать хозяином
20.02.2007
academ.info
Дмитрий Корсаков
Предложение Министерства регионального развития вызвано тем, что на переходном этапе, до понимания большинством собственников процесса управления многоквартирным домом в общем и деталях, наиболее эффективным является способ управления "управляющая организация". Но если это произойдет, то это первый шаг в отходе от демократии в её высшем проявлении, поскольку ТСЖ и кооператив – некоммерческая деятельность по типу "самоуправление собственников".
А чтобы понять, что делать, необходимо разобраться в причинах того или иного явления. Отрицательное отношение населения к реформе ЖКХ вызвано следующими причинами: – тревогой из-за неопределенности будущего для большинства собственников; – бременем пресловутого "недоремонта", который, по сути, взвален на плечи собственников; – непониманием и отсутствием у большинства навыков управления и, как следствие, боязнью ответственности за принимаемые решения; – недостаточностью и отрицательным настроем информации в СМИ – "четвертой власти", практически не показывающей положительный опыт реформы; – пассивностью представителей собственников государственного и муниципального жилищного фонда; – реализацией реформы и отставанием от необходимых темпов территориальных органов власти – администраций, которые, хоть и являются представителем собственника, но только сейчас, через 2 года, и излишне осторожно начинают заниматься тем, чем должны: разъяснять и занимать активную позицию в разрешении любого конфликта в этой сфере.
Что предпринять?
Собственники и наниматели должны успокоиться и постараться понять следующее. Во-первых, принятый Жилищный кодекс РФ – это не только утверждение справедливого принципа "хочешь иметь собственность – должен уметь ею управлять", но и шанс для граждан понять, что такое управление народным хозяйством, и самостоятельно реализовать его на своём доме, микрорайоне, районе и т.д. Отказываться от этого – значит лишить себя возможности научиться стать хозяином положения в полном смысле этого слова и самим создавать своё будущее.
Во-вторых, "недоремонт" действительно взвален на плечи собственников, но более 40% жилья в Новосибирске принадлежит Российской Федерации и муниципалитету, то есть органам, уполномоченным выделять бюджетные средства для реализации социальных программ и конкретно на капитальный ремонт управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК и другим потребительским кооперативам.
В-третьих, не исполнение своей обязанности по выбору и реализации способа управления: 1) лишает собственников права на бюджетную помощь; 2) лишает собственников права самим определять, куда тратить их деньги; 3) лишает собственников возможности получить практический опыт управления; 4) предоставляет ныне управляющей организации право тратить средства жильцов на содержание и ремонт, собранные на конкретном доме по своему усмотрению, а не на этом доме; 5) вынуждает администрацию района проводить раз в три месяца конкурс по отбору управляющей организации, каждый раз повышая тариф на 10%.
Специалистам администрации района просто необходимо занять активную позицию и как муниципального собственника и как мирового арбитра, но не в смысле "вмешаться в деятельность хозяйствующего субъекта", а в смысле в пределах предоставленных полномочий получить информацию, проанализировать её, обсудить с заинтересованными сторонами и высказать объективное мнение о законных и нравственных основаниях тех или иных слов и действий сторон конфликта, а также конструктивные предложения по выходу из кризиса, а где возможно – и власть употребить.