Белгородская правда
Г. Сохнова
В Белгороде побывал один из ведущих специалистов ЖКХ страны, руководитель ЖКС России (Росжилкоммунсертификация) А.Д.Кочегаров. Специалистов управления ЖКХ области Анатолий Дмитриевич ознакомил с комплексной программой действий по реформированию ЖКХ. На встрече побывала корреспондент газеты "Белгородская правда" Г. Сохнова.
Перед началом встречи Анатолий Дмитриевич раздал присутствующим красочные буклеты, в которых расписано развитие системы Росжилкоммунсертификации. На обложке как напутствие на доброе дело — цитата русского ученого-энциклопедиста И. А. Ильина: "Русскому народу есть только один исход и одно спасение — возвращение к качеству и его культуре". Об этих двух слагаемых в реформе ЖКХ и шла в основном речь. Необходимость повышения их в системе ЖКХ подчеркнута в программе как "поворот мозгов" на формирование у руководителей и специалистов понимания философии качества. Потому что без такого понимания не будет профессионализма в управлении бизнесом в коммунальной и жилищной сферах — убежден руководитель ЖКС России.
Учитывая остроту проблемы и ближайшую перспективу вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), три года назад в стране и была создана организация, которую представлял гость. Он назвал ее локомотивом процесса сертификации системы ЖКХ. В условиях сворачивания лицензирования в области строительства, в том числе и жилищного, система сертификации является неотъемлемым государственным требованием. В развитых странах практически во всех отраслях производства и сферах услуг разработана специальная система менеджмента качества, а у нас, признался гость, в системе ЖКХ в этом направлении и "конь не валялся". Лицензирования в сфере ЖКХ не было и нет, и зарубежные управляющие компании (те, которые не очень-то востребованы у себя на родине) заинтересованы в приходе на наш рынок. На конкурс они придут, имея сертификаты качества. А что предложат наши коммунальщики? Как пример привел руководитель ЖКС России последовательную работу по внедрению системы менеджмента качества Санкт-Петербургского водоканала. На этом предприятии она охватывает все три слагаемых системы качества — персонала, услуг и системы.
Несомненно, что сертификация в условиях рынка — дело необязательное, добровольное. И докладчик подробно остановился на роли и месте добровольной сертификации услуг и персонала при формировании рыночных отношений в ЖКХ, рассказал о целях и задачах, о принципах и стандартах системы, раскрыл необходимость сертификации для предприятий, населения, органов исполнительной власти.
Если население при выборе управляющей компании предпочтет ту, которая имеет сертификат качества, что оно получит в результате? Во-первых, снижение темпов роста тарифов на услуги ЖКХ, во-вторых, защитит себя от недобросовестных предпринимателей, в-третьих, возможность проведения независимой экспертизы в случае ЧП или аварии, в-четвертых, появится право выбора управляющей компании (УК). И еще несколько важных пунктов, отсутствующих сегодня у УК. Так что для населения добровольная сертификация предприятий ЖКХ — абсолютное благо. Что же до самих предприятий, которые нынче не очень-то охотно воспринимают переход даже отдельных квартиросъемщиков на системы учета и контроля (счетчики), имея сертификат, они обязаны будут улучшать качество работ и услуг, сокращать издержки производства, повышать ответственность за работу, свой статус и рейтинг и модернизировать основные средства для поэтапного повышения качества оказываемых услуг, а главное — учиться, учиться и учиться. Иначе они просто не будут востребованы населением.
Вот когда только настанет это золотое времечко?!