Согласно данным официальной статистики, индекс потребительских цен за первые шесть месяцев 2009 года составил 108,2%, в том числе по продовольственным товарам – 106,7%. При этом цены на продукты за январь – май (более свежих данных нет) возросли на 11,4%. Больше всего подорожали овощи (140,9%), сахар (129,4%), рыба и морепродукты (117,3%). Вместе с тем мнение рядового покупателя однозначно: продовольственные товары дорожают все, и достаточно серьезно. "ВД" поинтересовалось у читателей: почему не падают цены на продукты?
Фото из архива редакции
Наталья Попова,
руководитель отдела маркетинга торговой сети "Мария-Ра":
Можно, я отвечу как покупатель? Итак, вариант № 1. Как им снизиться, если сделано практически все для их повышения: увеличены тарифы ЖКХ, возросли цены на бензин, а значит, на услуги транспорта и доставки – это все издержки, которые составляют немалую долю в себестоимости. Ну и вспомним "добрым словом" нашу зависимость от валюты. Если и производится что-то внутри страны, так составляющие, комплектующие, ингредиенты этого чего-то обязательно заграничные. И полетела цена ввысь...
Почему цены должны снизиться? Какие предпосылки? Какая-то составляющая стала стоить дешевле? Наоборот. Может, кто-то дал льготу или помог местному производителю, продавцу, бизнесмену (ох, люблю тебя, Россия!)? Ах да! Процентные ставки по кредитам... упс... тоже повышены. Нет, не быть тебе, Вася, сытым...
Вариант № 2. Российский. Выскажу в виде бородатого анекдота.
Идет перекличка в военной части:
– Иванов!
– Я.
– Логично...
– Петров.
– Я.
– Логично...
– Сидоров.
– Я.
– Логично...
– Товарищ старшина, разрешите обратиться. Почему – логично?
– Ну как тебе, Сидоров, объяснить... Вон, видишь, у реки стоят два сарая – один зеленый, другой красный? Вот так и мы все – рождаемся, живем и умираем.
Антон Калтыгин,
руководитель по внешним связям региональной дирекции
"Урал, Сибирь и Дальний Восток" компании "Вимм-Билль-Данн":
Возможно, что-то и не дешевеет, но на молочные продукты цены снижаются. Мы с начала года снижали цены трижды, на разные группы товаров. Причина простая – объем потребления молочных продуктов падает, его крайне необходимо поддерживать на приемлемом уровне. Критическое снижение объема потребления приведет к сокращению молочного стада. Сократить число коров можно за день, а на восстановление потом уйдут годы. Кстати, когда в середине мая мы снизили цены на ряд традиционных продуктов (молоко, кефир, сметана и т. д.), то провели исследование розницы, изучив значительную часть торговых точек. И выяснили, что снижение точно дошло до прилавков. Товары, на которые мы снизили цены, в магазинах тоже подешевели.
Андрей Фоминых,
председатель Общественного совета предпринимателей при главе Советского района:
А в связи с чем они должны падать? Все только дорожает. Цены на бензин повысились, несмотря на то что нефть подешевела. Когда же в ценообразование вмешивается власть, то тоже мало хорошего. Недавно аптекам убрали надбавки на некоторые виды продукции, они теперь сводят концы с концами. Предприниматели в селе не делают большую наценку на продукты и стараются, чтобы цены не выросли. Даже несмотря на то, что из-за кризиса сокращаются оборотные средства.
Евгений Ермоленко,
индивидуальный предприниматель (Алтайский район):
Потому что федеральные средства, которые были выделены на поддержку экономики, не дошли до конечного получателя. Деньги осели в банках, экономика встала. Объемы производства существенно сокращаются, а спрос остается. Почему бы предприятию в таких условиях не повысить цену? Сейчас много говорят о поддержке предпринимателей. Но кто-то нормально хоть один кредит оформил? То просто не давали, то давали, но под огромный процент.