на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Новости > Технологии > Четверть пассажирских грузоподъемников в многоэтажных жилых домах находится в критическом состоянии

Четверть пассажирских грузоподъемников в многоэтажных жилых домах находится в критическом состоянии


09.07.2009

Аварии в жилых домах будут расти. Главная опасность - ветхость и аварийное состояние лифтов, крыш, перекрытий, инженерных систем. Это с тревогой констатировали участники VII Международного форума по промышленной безопасности, который прошел в Санкт-Петербурге.
Управляющий директор по технической диагностике группы компаний "Городской центр экспертиз" Александр Калухин привел мрачную статистику. За последний год в России обрушилось более 50 жилых домов, погибли 35 человек, почти сорок - пострадали. Самой серьезной проблемой остается эксплуатация лифтов. По данным Ростехнадзора, в прошлом году в России лифты унесли жизни десятерых человек. В Санкт-Петербурге с мая прошлого года из-за неисправности лифтов погибли трое, еще два человека получили травмы. Последняя трагедия случилась в феврале этого года: в доме на Васильевском острове в лифте погибла 52-летняя женщина. Ее внуков успели вытащить прибывшие на крики о помощи жильцы дома. Только за одну неделю июня в этом году отдел по надзору за лифтами и эскалаторами московского Ростехнадзора запретил использовать в Москве свыше 30 опасных лифтов.

В целом, из 500 тысяч российских лифтов 40 процентов уже выработали свой срок, по норме это - 25 лет. И теперь требуют не столько ремонта, сколько полной замены. А с 2010 года эксперты прогнозируют в стране настоящий "лифтопад". С учетом того, что самое большое количество лифтов преклонного возраста было введено в строй в 70-80-е годы прошлого века, на "выход в тираж" уже претендуют лифты 1985 года рождения, самого урожайного по возведению грузоподъемников в жилом секторе. Вопрос в том, кто заплатит за их замену. Поменять одно такое "транспортное средство" стоит в среднем полтора миллиона рублей.

По новому жилищному законодательству с 1 января 2007 года государство сняло с себя обязанности за восстановление, ремонт аварийного жилья и аварийных лифтов в приватизированных домах. За все имущество, в том числе и за места общего (долевого) пользования, к которым относятся лифты, там отвечают собственники жилья, то есть жильцы. А значит, именно граждане и должны будут профинансировать капитальный ремонт и замену лифтов.

По расчетам специалистов, в среднем с каждой квартиры нужно будет собрать от 25 до 100 тысяч рублей. "В основном, финансовые тяготы в полной мере лягут на владельцев квартир в так называемых кооперативных домах, строившихся в 70-80-х годах прошлого века", - рассказал "РГ" Владислав Герасимович, член экспертного совета "лифтовой секции" Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям. И хотя, по словам Герасимовича, большинство жильцов из таких домов сегодня - пенсионеры, послаблений, кроме как от муниципальных и региональных властей, им ждать неоткуда.

Как рассказывают в Ростехнадзоре, многие законодатели в регионах при утверждении бюджетов просят градоначальников существенно повысить финансирование содержания лифтов, но навстречу им местные власти не идут.

Правда, объективности ради надо сказать, что лифтовая проблема озадачила правительство Санкт-Петербурга и Москвы, где больше всего, по стране, подъемников в жилых домах. Приняты программы модернизации и реконструкции лифтового хозяйства до 2013 года.

Выделены суммы, о которых лифтовые хозяйства могли раньше лишь мечтать: примерно в 5 раз больше предыдущих. Впрочем, как говорят местные специалисты, даже на эти "миллионы" можно за год заменить или серьезно отремонтировать всего 400 лифтов.

Под вопросом, кстати, окажутся и тысячи "смешанных" домов, в которых часть квартир приватизирована, а часть осталась в муниципальном ведении. Казалось бы, облегчить ситуацию должна федеральная программа реформирования и модернизации ЖКХ, на которую государство выделило 240 миллиардов рублей. Но в ней финансирование аварийного и устаревшего лифтового хозяйства отдельной строкой не прописано. "Так что неизвестно, перепадет из этой программы копейка-другая на ремонт и замену лифтов или нет", - беспокоится Владислав Герасимович.

Несмотря на то, что и в советские времена, и теперь часть квартплаты перечислялась и перечисляется жильцами на капитальный ремонт домов, "вычленить" и изъять из нее деньги на ремонт и замену лифтов практически невозможно. Если бы, по мнению депутата, деньги откладывались целевым образом на эксплуатацию и замену лифтов, новое оборудование можно было бы установить в любом аварийном подъезде.

Мониторинг критической ситуации с лифтовым хозяйством, по словам Герасимовича, сегодня в стране практически никто не ведет. При этом вся ответственность возложена на собст венника, а обязательная система безопасности за эксплуатацией зданий и сооружений отсутствует. В том числе и контроля.

Уже три года, к примеру, Ростехнадзор не выдает лицензии частным компаниям на эксплуатацию лифтов. На смену государственному контролеру должен по идее прийти бизнес. По новому закону о саморегулируемых организациях (СРО) лифтовое бизнес-сообщество (а в среднем сегодня в каждом российском регионе около 30-40 малых компаний занято в обслуживании лифтов) должно создать собственные СРО с компенсационным фондом и работать на рынке с разрешения и под контролем своих СРО. Однако такие СРО в секторе пока не созданы из-за отсутствия подзаконных актов. Технический регламент "О лифтах", в котором должен быть прописан контролирующий орган, тоже не принят, хотя давно готов. Получается по большому счету, что за эксплуатирующими лифтовое хозяйство частными компаниями следить пока некому.

По мнению отдельных участников рынка, критическую ситуацию в лифтовом хозяйстве можно исправить, взяв за основу мировой опыт. Во многих странах эксплуатацией лифтового хозяйства занимаются производители - это приносит им даже большую прибыль, чем продажи лифтов.

Однако в России эта резонная идея, по словам Герасимовича, не находит отклика в Федеральной антимонопольной службе. Там считают, что отдать лифтовой парк в руки компаний-производителей - это значит нарушить закон о конкуренции и обречь жильцов на монопольно высокие цены. "Бесхозные лифты в подобной ситуации способны только ветшать и нести угрозу", - подчеркивает собеседник.





Источник: www.rg.ru
 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта