|
|
|
Платежным терминалам добавят законности
09.06.2008
Банкоматы и платежные терминалы подведут под отдельный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", который уже внесен на рассмотрения в Госдуму. Одновременно с законопроектом внесены поправки в действующее законодательство, касающееся осуществления платежей через терминалы. Они направлены на установление норм, призванных защитить права потребителей. В настоящее время банкоматы и платежные терминалы все больше входят в повседневную жизнь россиян и являются средством экономии нашего времени и нервов, позволяя избегать, например, очередей в сберкассах. Ежемесячно платежными терминалами пользуются несколько десятков миллионов человек, ежедневно через них совершается более 10 млн платежей. Банкоматы и платежные терминалы уже повсеместно используются не только для оплаты услуг мобильной связи, ЖКХ, но и для погашения потребительских кредитов. В качестве их несомненного плюса можно расценить тот факт, что платеж поступает по назначению достаточно оперативно. Однако, несмотря на несомненное удобство, у платежных терминалов есть ряд существенных недостатков. На данный момент в системе расчетов через платежные терминалы нет единых правил, которые бы определяли, например, какая информация должна быть обязательно указана на выдаваемом чеке. Это, в свою очередь, приводит к тому, что при использовании действующей системы расчетов через банкоматы или платежные терминалы, выдаваемые чеки зачастую бывают малоинформативными, либо не выдаются вовсе. В итоге гражданин не всегда может подтвердить при необходимости факт оплаты. Кроме того, платежные системы нередко не указывают размер комиссии, взимаемой за совершаемую операцию. Чтобы зафиксировать требования к работе банкоматов и платежных терминалов депутаты подготовили и внесли в Госдуму законопроект "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Как сообщила журналистам в субботу один из авторов законопроекта, депутат Лиана Пепеляева, внесенный в Госдуму документ устанавливает перечень обязательных реквизитов чека. Кроме того, информация на чеке должна оставаться четкой и читаемой в течение, по меньшей мере, трех лет. При этом разработчики считают, что в каждом месте приема платежей должна быть предоставлена информация об операторе, поставщике, размере вознаграждения и др. Кроме того, в Жилищный кодекс РФ будут также внесены нормы, предусматривающие возможность вносить плату за жилье и коммунальные услуги через платежных агентов. На деятельность платежных агентов будут распространяться действия закона "О защите прав потребителей", а также законодательство о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Объем рынка платежных терминалов за 2007 год составил 16 млрд рублей (по сравнению с 2006 годом он увеличился в два раза), из которых 97 проц.- платежи за мобильную связь, 1-2 проц. - платежи ЖКХ. Напомним, в начале апреля на совещании банковского комитета Госдумы депутатами были представлены два абсолютно разных варианта законопроекта "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", который должен регулировать деятельность платежных терминалов. Необходимость такого закона возникла из-за того, что до этого деятельность платежных терминалов в значительной степени оставалась без нормативов. В частности, действующее законодательство никак не регламентируют агентскую схему работы владельцев терминалов и платежных систем. В итоге первый вариант, представленный на заседании банковского комитета Госдумы, был направлен на максимальную защиту интересов участников рынка. В нем, в частности, не было пунктов об ограничении перечня услуг, которые можно оплатить через терминалы. Кроме того, законопроект разрешал частным предпринимателям работать без договора с банками и не предполагал их обязательного лицензирования как агентов платежных систем. Согласно второму варианту, набор услуг, оказываемых терминалами, ожидали серьезные ограничения. Это могло привести к тому, что рынок платежных терминалов мог быть сокращен в два раза. Этот вариант, в частности, ограничивал деятельность платежных систем только приемом средств за электросвязь, жилое помещение и коммунальные услуги. Право на предоставление таких услуг было предложено передать только юридическим лицам, а деятельность терминалов - лицензировать. Кроме того, терминалы, согласно проекту, необходимо было оснастить техникой с фискальной памятью. Ранее, в ноябре 2007 года в силу вступили поправки в банковское законодательство, обязывающие организации, принимающие платежи, иметь банковскую лицензию или договор с банком, которого у значительной части участников рынка нет. Между тем, как сообщили некоторые СМИ, чуть позже сотрудники МВД получили инструкцию, обязывающую при проверке пунктов приема платежей требовать соответствующий договор, регистрацию платежных терминалов по адресу одного из филиалов организации и оборудованного рабочего места для сотрудников фирмы, принимающей платежи, рядом с терминалом самообслуживания. Сейчас большинство терминалов, особенно в регионах, принадлежит индивидуальным предпринимателям, которые работают с платежными системами по агентской схеме, предполагающей, что агенты не заключают отдельных договоров с банками, ограничиваясь наличием такого договора у платежной системы. Действующее законодательство никак не регламентирует эту распространенную схему. Именно поэтому депутаты решили прописать агентскую схему в отдельном законе. Однако до выхода нового закона Минфин, ЦБ РФ и МВД решили позволить владельцам платежных терминалов и пунктов приема мгновенных платежей работать по старой схеме, без подписания договора с банком.
Источник: ИА "Финмаркет"
|
|