Только собственники жилья узнали, что могут распоряжаться землей под своими домами, как столичные власти начали говорить о всяческих ограничениях и условиях. Теперь ТСЖ отстаивают свои права, а чиновники свои интересы.
Москвичей, как известно уже испорченных жилищным вопросом, теперь портит вопрос земельный. Его суть - в размерах территории, которой - согласно Жилищному кодексу - должны коллективно владеть собственники квартир. В законе сказано расплывчато - "участок, относящийся к дому".
Столичные власти таковым склонны считать лишь границы фундамента плюс небольшой допуск. Да и само формирование этих участков буксует на месте. Из десятков тысяч домов на своей земле стоят единицы.
"По всей России этот процесс уже идет. Но в Москве он затруднен противодействием со стороны местных властей, которые считают, что земельный участок, принадлежащий собственнику дома, должен быть не более метра от стены. Что, в общем-то, недопустимо, потому что должны входить детские площадки, газоны", - поясняет Олег Яшмолкин, юрист.
Если в конце 90-х оформление земли под жилым домом в долевую собственность занимало 4 месяца, то теперь - два с половиной года. Бюрократическим препонам, усложняющим этот процесс, у города есть вполне благородное объяснение - не дать новым долевым собственникам перепродать по частям столичную землю. Но в этом, по мнению юристов, чиновники лукавят.
"По Гражданскому кодексу отчуждение земли невозможно без 100-процентного согласия всех дольщиков. Если у правительства Москвы есть хотя бы миллиардная доля, то без его согласия уже продать нельзя", - говорит Александр Толмачев, председатель комиссии по законотворчеству Союза юристов города Москвы.
Жильцов, вступивших в ТСЖ и претендующих на землю, часто пугают непомерным налогом на нее. Умалчивая при этом, что товарищества от него вообще освобождены.