Прокурор Октябрьского округа Омска вынес предостережение генеральному директору ОАО "Управляющая компания Партнер Гарант" о недопустимости передачи данных о лицевых счетах жителей округа ЗАО "Информационный центр г. Омска". Домком при управляющей компании "Жилищник–6" призывает жильцов бойкотировать оплату коммунальных услуг через "Инфо–центр г. Омска" и выпустил собственные квитанции. Руководство ЗАО считает свои действия законными и готово к любым проверкам правомерности своих действий.
Осенью 2007 года мэрия Омска заключила договор с тюменским ОАО "Тюменский расчетно–информационный центр" о создании ЗАО "Информационный центр г. Омска" ("Инфо–центр"), по которому все коммунальные платежи жителей города будут проходить через эту сервисную фирму. Цена сделки - 25 млн руб., эта сумма стала вкладом муниципалитета в уставный капитал "Инфо–центра". Таким образом, тюменская фирма брала под свой контроль все денежные потоки в коммунальной сфере Омска. Однако от такого решения городских властей горожане не были в восторге. Тем не менее сделка состоялась, и начались недоразумения. Сначала квартиросъемщики, получившие квитанции об оплате коммунальных услуг от нового ЗАО, были возмущены появлением строки "обслуживание и оплата ремонта жилья". Ранее отчисления на эти нужды делались, но не были вынесены отдельной строкой. Возмущение было вызвано тем, что с появлением новой строки увеличилась и сама плата. После волны возмущения последовали разъяснения чиновников, что платить за эту услугу не надо, мол, произошла ошибка. Сколько же законопослушных омичей уже успели заплатить "за обслуживание и ремонт жилья" и куда пошли эти деньги - до сих пор остается неизвестным, тем более что из квитанций эта срока не исчезла.
В конце февраля нынешнего года, после многочисленных обращений горожан, прокурор Александр Лоренец вынес предостережение генеральному директору ОАО "Управляющая компания Партнер Гарант" Николаю Ерофееву о недопустимости нарушения законодательства. Как установила прокуратура, 25 декабря 2007 года между ЗАО "Инфо–центр г. Омска" и ОАО "УК Партнер Гарант" был заключен договор, по которому ЗАО начисляет и учитывает платежи населения за жилищно-коммунальные услуги. По одному из пунктов этого договора управляющая компания предоставляет "Инфо–центру" реквизиты поставщиков, список домов вразрез лицевых счетов с указанием типов благоустройства, высоты потолков и этажности. Все бы ничего, да только одно "но". Лицевые счета граждан содержат и персональные данные, то есть фамилии, имена, отчества, дату и место рождения, адрес, семейное положение и другую личную информацию. А по закону такие сведения конфиденциальны. Прокуратура обратила внимание на то, что закон не допускает распространение персональных данных без согласия субъекта этих самых данных или наличия иного законного основания. Однако именно эти данные и были внесены в качестве уставного капитала при создании совместно с тюменцами ЗАО "Инфо–центра г. Омска".
В ходе прокурорской проверки выявлено, что персональные данные пока не передавались, хотя и предусмотрены договором между ОАО "УК Партнер Гарант" и ЗАО "Инфо–центр г. Омска".
Однако, как заверила директор ЗАО "Инфо–центр г. Омска" Галина Самохина, "передача персональных данных от "УК Партнер Гарант" к ЗАО "Информационный центр г. Омск" происходило в соответствии с заключенным договором и в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, в соответствии с Федеральным законом №152-ФЗ от 27.07.2006г. "О персональных данных"". Кто "правее" в этой ситуации - прокурор или директор ЗАО- выяснить пока не удалось.
Пока прокуратура вынесла предостережение лишь в одном городском округе. В тех же округах, где таких предостережений о нарушении закона официальные органы еще не выносили, горожане на общих собраниях и заседаниях домкомов пытаются самостоятельно бороться с нововведениями мэрии. Так, собрание домкома УК "Жилищник–6" предложило организовать прием наличных средств по оплате обслуживания и ремонта жилья, а с марта 2008 года выпускать для этой цели собственную квитанцию. Такое право у управляющих компаний есть. А жильцам "непокорный домком" рекомендовал не оплачивать квитанции ЗАО "Инфо–центр г. Омска", а направлять их с собственными заявлениями в прокуратуру.
На фоне этой борьбы за коммунальные деньги ЗАО "Инфо–центр г. Омска" внесло коррективы в договоры с жильцами, куда были включены пункты о согласии горожан передать ЗАО свои персональные данные. Но и горожане оказались не лыком шиты. Домком "Жилищника-6" уже обратился с просьбой к депутатам ознакомить со сложившейся ситуацией правительство Омской области и внести на заседание городского Совета вопрос о незаконности перехода на новую систему оплаты и передачу персональных данных жильцов без их согласия частной организации.
Опрос омичей на тему "согласны ли они с передачей их персональных данных частной организации" показал, что большинство горожан против этой инициативы. Предприниматель Владимир Колыванов был, пожалуй, наиболее, категоричен и убедителен: "С какой это такой радости?- Возмутился он. - А где гарантии, что мои данные не уплывут из этого ЗАО налево? Частник - он и есть частник, будь он хоть трижды партнер мэрии, а деньги хорошие предложат, и ваше ЗАО, втихаря, кому угодно продаст с потрохами все наши данные. А уж как этими сведениями можно выгодно воспользоваться, умные люди очень хорошо знают".
Сейчас Омской городской прокуратурой с привлечением специалистов Роспотребнадзора, Россвязьохранкультуры и Федеральной антимонопольной службы организована и проводится проверка соблюдения федерального законодательства о защите прав потребителей, персональных данных граждан и антимонопольного законодательства в деятельности ЗАО "Информационный центр г. Омска".
Шесть депутатов Горсовета подписали обращение к своим коллегам с предложением обсудить ситуацию, связанную с созданием и работой ЗАО "Инфо–центр г. Омска". В своем обращении депутаты указывали, что работники управляющих компаний, подписавших по тем или иным причинам договоры с "Инфо–центром г. Омска", жалуются, что в феврале денежные перечисления на их счета снизились в несколько раз, растут долги по заработной плате и возникают проблемы с обслуживанием населения. Кроме этого "уменьшилось почти в 10 раз количество информационно–расчетных пунктов, произошло удорожание расходов на работу по начислению платежей в 2-3 раза, печатанию и доставке квитанции, увеличился срок перечисления денег на счет поставщика услуг". Спикер Горсовета Сергей Алексеев отнес эту проблему к политической и переадресовал этот вопрос Комиссии по вопросам ЖКХ.