«Если собственники столичных квартир не определятся со способом управления жильём до назначенного срока, то управляющую компанию для них выберут префектуры» — приблизительно так пугают москвичей городские власти с момента вступления в силу нового Жилищного кодекса, то есть последние 3 года
И каждый раз сами же оттягивают неизбежное, перенося окончательные сроки. Последняя озвученная дата — начало наступившей весны. И что же? От 70 до 90% жителей, похоже, в самом деле определились со способом управления. Больше 80% москвичей предпочли довериться управляющим компаниям (УК), остальные продолжают жить в жилищно-строительных кооперативах (ЖСК) или создали товарищества собственников жилья (ТСЖ). И в рапортах коммунальных чиновников в последнее время всё чаще звучат данные, что реформирование ЖКХ идёт лучше, чем планировалось. Правда, письма читателей это не подтверждают.
ДЕЗы поменяли вывески
В нашем доме по-честному прошло собрание собственников. Мы выбрали управляющую компанию. Но буквально на днях прорвало трубу на кухне. И что бы вы думали?! Пришёл тот самый сантехник, что ходил когда-то из ДЕЗа. И он был так же нетрезв, как в былые времена, и так же ничем не мог помочь. Что же мы тогда выбирали, время своё тратили, если управляющая компания использует дезовских работников? Г. Новиков, Якиманка
Рассуждая о ходе жилищно-коммунальной реформы, столичный мэр как-то сказал, что целью городского правительства в том числе является и реформирование ДЕЗов. Правда, в целом по Москве это не привело к тому, что в эти конторы пришли более профессиональные работники или хотя бы специалисты, ведущие здоровый образ жизни. Дирекции из унитарных предприятий превратились в акционерные общества, формально не имеющие никаких преимуществ перед управляющими компаниями, созданными с нуля. Однако фактически УК на базе ДЕЗов и есть те организации, которые как бы выбрало большинство москвичей.
Где искать и как распознать настоящие управляющие компании? В Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства рекомендуют выбирать те, что входят в общегородской реестр, ознакомиться с которым можно в префектурах или управах. В настоящее время в столице зарегистрировано больше 550 УК. Но… по закону менять управляющие компании можно не чаще чем раз в год.
Кроме того, для этого нужно согласие жильцов. Если в доме 250 квартир, компания должна будет подписать договор на обслуживание с каждым владельцем! И что бы москвичи ни говорили о повышении качества коммунальных услуг, когда доходит до дела, не многие готовы тратить время даже на чтение многостраничного документа. Не говоря уже о том, чтобы разобраться самому и объяснить соседям преимущества одних контор перед другими. Вот и получается, что выбор в пользу современной формы управления домами, может быть, и сделали 80% москвичей, но некоторые из них уже осознали: ничего не изменилось.
Заочные товарищества
Полгода назад мы узнали, что в нашем самом обычном доме на окраине Москвы создано ТСЖ. Стали разбираться. Оказалось, нам крупно «повезло», потому что бывший сотрудник управы решил найти себе новое место работы… председателя товарищества. Собрание жильцов было проведено заочно. Подписи многих сфальсифицированы. Но он успел открыть расчётный счёт, взять ссуды, накопить долгов. Естественно, самоликвидировать объединение он не хочет, деньги-то возвращать надо! Мы подали на самозванца в суд. Прошло уже два заседания, но решение о роспуске ТСЖ пока не принято. Это называется реформированием ЖКХ — когда вместо одних ушлых, не умеющих работать дезовцев приходят другие, ещё более наглые паразиты? В. Погодин, Братеево
— Мы не будем загонять людей в ТСЖ, — обещал Юрий Лужков. — Переход от осмысленного формирования товариществ собственников жилья к административному способу никогда не даст положительных результатов. Стимулом для объединяющих процессов является то, что товариществам мы будем давать городские дотации на эксплуатацию жилищного фонда и коммунальное хозяйство.
В Жилищном кодексе, правда, нет норм об обязательном создании товариществ, нанимать управляющих общим имуществом можно и простым собранием жильцов. Но в этом случае для принятия решений нужно согласие большинства собственников. Если же в доме ТСЖ, то необходимо 50% их голосов по размеру площади. Поэтому не товарищества выгодны москвичам, чтобы легче было делать выбор УК, а управляющие компании заинтересованы брать в эксплуатацию дома с уже созданными в них ТСЖ. Ведь они — юридические лица, которые могут накапливать средства.
Поэтому и всплывают истории о появлении товариществ подпольными способами. И именно в старом жилом фонде, где живут москвичи разных социальных групп и высока доля неприватизированных квартир — от 10 до 50%. Столичная власть на правах собственника может давать доверенность какой-нибудь компании на участие в собрании жильцов. Дальше остаётся договориться с небольшим процентом других владельцев — и в доме образуется товарищество, которое нанимает, к примеру, рекомендованную властью УК и само договаривается о перечне и стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Для ТСЖ всё дороже?
Когда мы создавали товарищество, нас уверяли, что коммунальные платежи не возрастут. Но они всё же выросли почти в два раза! К тому же нам не удаётся оформить в собственность земельный участок перед домом. Зачем власти агитируют за ТСЖ, а сами волокитят по любому вопросу? Е. Орлова, Черёмушки
В настоящее время коммунальные платежи должны быть одинаковыми при любой форме управления домом. Другое дело — дополнительные услуги. Они могут быть самыми разнообразными. Если речь идёт об обычном доме, жильцы ограничиваются обустройством двора и тогда сталкиваются с необходимостью оформить земельный участок в собственность. Но, чтобы выделить придомовую территорию, чиновники должны провести межевание всего квартала. О том, что это нужно сделать, говорят последние три года. Столичные власти, похоже, намеренно затягивают процесс, поскольку рассчитывают уменьшить придомовые пространства, исключив из них элементы озеленения и оставив москвичам лишь «подошву» под домом. Вообще же депутат Госдумы Галина Хованская считает, что власти не готовы к реальным реформам в жилищно-коммунальной сфере в гораздо большей степени, чем к этому не готовы сами москвичи.