Состоявшийся 13-14 марта в Москве девятый Всероссийский форум ЖКХ стал своего рода смотром готовности страны к реформе отрасли, которая стартует в мае этого года. Первый договор на получение средств из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства уже подписан с Челябинской областью, следующая заявка поступила из Калуги. В целом же, по уверениям Минрегионразвития, который этот фонд курирует, к участию в программе по капитальному ремонту многоквартирных домов и сносу ветхого жилья в принципе готова чуть ли не половина всех российских регионов.
Таким образом, государство начинает выплачивать гражданам свою давнюю задолженность, оставшуюся ещё с советских времён. В течение многих лет оно не выполняло обязательств перед ними по обновлению и ремонту городского хозяйства, которое в итоге полностью обветшало. Подавляющее большинство жилфонда сейчас составляют здания, возведённые до 70-х годов прошлого столетия. При том общий объём ветхого жилья уже превысил 100 млн квадратных метров, а аварийного - 11,2 млн квадратных метров. 40% многоквартирных домов требуют капремонта: инженерные коммуникации пришли в полную негодность, несущие конструкции деформировались, да и выглядят наши «хрущобы» ничуть не лучше гарлемских.
Авторы первой реформы ЖКХ, запущенной ещё в 1992 году, предполагали навести в отрасли порядок за счёт жильцов. Именно тогда началась кампания по приватизации квартир, в результате которой их владельцами стали две трети россиян. Планировалось, что уже через пять лет разбогатевшие собственники смогут полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги, а сама отрасль станет самоокупаемой и перейдёт в частные руки.
Надо сказать, что первая часть программы была успешно выполнена: если в начале 90-х на жильцов падало всего 2% стоимости предоставляемых услуг, то сегодня, как отрапортовал на московском форуме замглавы Минрегионразвития Сергей Круглик, «практически 80% регионов выходят на оплату жилья в полном объеме». В остальном же дело не сдвинулось с мёртвой точки - отечественные предприниматели не пожелали взять на себя заведомо провальный бизнес. Власти сделали второй заход, отодвинув финальный срок перехода на рыночные рельсы на 2003 год. И опять нулевой результат.
В 2005 году приняли Жилищный кодекс, который должен был придать реформе новый импульс, но и он никоим образом не выправил положения. Тогда, чтобы спасти её от полного краха, президент Путин предложил на средства государства привести в порядок жилищный фонд - надеясь, судя по всему, что уж тогда-то он станет лакомым куском для частных компаний. На эти цели выделили 240 миллиардов рублей, распоряжаться которыми поручили созданной в прошлом году госкорпорации - Фонду содействия реформированию ЖКХ.
Казалось бы, за «дармовыми» деньгами регионы должны были бы сразу выстроиться в очередь. Но не тут-то было: получить их они могут только при выполнении целого ряда жёстких условий. Главное из них заключается в том, что муниципалитеты уже к 2009 году обязаны довести долю коммерческих предприятий в сфере ЖКХ до 25%, а к 2011-му - до 80%. К тому же, через три года пятая часть домов должна управляться товариществами собственников жилья (ТСЖ). Иными словами, не мытьём так катаньем отрасль загоняют в рынок.
И, может быть, никто бы особенно не сопротивлялся, если б не обуревающие многих сомнения. Прежде всего, смущают авральные сроки, в которые следует сформировать региональные программы и определить необходимые для их выполнения суммы. Кроме того, в стране до сих пор не сложилась конкурентная среда, в которой управляющие компании могли бы на равных вести борьбу за клиента. Хозяйство, по сути, осталось в руках всё тех же пресловутых ДЕЗов, которые в спешном порядке преобразуются в акционерные общества и при поддержке муниципальных чиновников активно выдавливают с этого сегмента рынка немногочисленные частные фирмы.
Вопросы вызывает и объём средств, выделяемых на ремонт и переселение очередников. Как заметил в своём выступлении на форуме гендиректор Фонда Константин Цицин, их не хватит на решение проблем всего жилфонда страны. Даже с учётом денег, добавляемых местными властями, а также обязательных 5%, которые должны будут внести жильцы. Сам Цицин считает, что нужно, как минимум, вдесятеро больше. Хотя, когда сравниваешь эти цифры с другими экспертными оценками, сдаётся, что все они взяты с потолка.
Москве, например, по словам Юрия Лужкова, выделили всего 2 млрд рублей - для мегаполиса это капля в море. Но возмущает градоначальника даже не это, а выдвинутое для получения «подарка» условие - ввести стопроцентную оплату москвичами жилищно-коммунальных услуг. Сейчас город дотирует 42% их стоимости, и, выступая недавно на собрании актива работников социальной сферы столицы, мэр заявил, что «не собирается отказываться в дальнейшем от этих дотаций своим жителям».
Непонятно, кстати, зачем в фонд сгрузили сразу все 240 млрд. Ведь ясно было, что в этом году их не освоить. По мнению замминистра финансов Антона Силуанова, израсходуют в лучшем случае 40 млрд. Куда же деть остальные? Подумали и решили: правительство своим постановлением предписал вложить «свободные средства» в ценные бумаги. Скорее всего, в иностранные - в России слишком высока инфляция. Хотя, как считают некоторые аналитики, их размещение за рубежом в условиях нынешнего финансового кризиса сейчас тоже сопряжено с немалыми рисками.
Ну а меня лично волнует очень простой вопрос: станет ли наш сантехник Володя, формально перейдя в новую жилкомхозовскую структуру, реже уходить в запой и освоит ли, наконец, азы своей профессии? Сомневаюсь.