Арбитражный суд Пермского края «благословил» монопольный заговор ТГК-9 и «Регионэнергосбыта». Судьи в очередной раз не смогли отразить атаку афиллированных к власти структур. И снова крайними остались пермяки, которых превратили в объект купли-продажи…
Эта запутанная история уходит корнями в соглашение между ТГК-9 и «Регионэнергосбытом». В начале 2007 года теплогенерирующая компания заключила с новоявленной организацией договор на поставку теплоэнергии 63% пермяков. То есть, с легкой руки отдала малоизвестной конторке более половины жителей города-миллионера. Причем, сами пермяки узнали об этом лишь через три месяца после состоявшейся сделки. И узнали довольно-таки странно.
В январе нынешнего года жилищные кооперативы и товарищества собственников жилья получили от неизвестного им до сих пор «Регионэнергосбыта» письма. К посланию был прикреплен договора в 10-дневный срок. Но парадокс ситуации даже не в этом.
Якобы в соответствии с решением Региональной энергетической комиссии пермякам предлагалось оплачивать каждую Гкал «Регионэнергосбыту» по 610 рублей, то есть на 40% выше, чем в 2006 году ТГК-9. Пребывая в недоумении, ТСЖ и жилищные кооперативы начали обращаться в различные инстанции, в том числе и в антимонопольный комитет. Ситуация усугублялась тем, что у большинства пермяков на руках были действующие договоры с ТГК-9, которые компания до сих пор так и не удосужилась разорвать.
Из обращений совета ТСЖ и ЖСК Мотовилихи:
«Действующая под эгидой административного ресурса компания «Регионэнергосбыт», как поставщик тепла захватила странным образом 80% рынка теплоснабжения города и с 1 января 2007 года буквально принуждает всех потребителей заключать с ней договора поставки. При этом действующие договора с непосредственным производителем тепла ОАО «ТГК-9» объявляются автоматически расторгнутыми.
Сущность этой аферы в том, что разница в тарифах для этих организаций составляет 68, 57 руб./Гкал, в которую входит и дополнительная сбытовая надбавка для «Регионэнергосбыта» в сумме 28 руб./Гкал (с НДС).
Но хитрость махинации с внедрением единой сбытой компании заключается еще и в том, что подручная краевой власти Региональная энергетическая комиссия установила для нее усредненный тариф. Это привело к тому, что потребители ТГК-9 вынуждены дотировать за свой собственный счет потребителей других компаний, для которых применяются завышенные тарифы. Пострадавшими от усредненной политики являются не только ТСЖ, ЖСК, но и все жители города, чьи дома обслуживала ТГК-9, а это не 7 процентов пермяков, а как минимум 50…».
Сделка между ТГК-9 и «Регионэнергосбытом» привлекла пристальное внимание антимонопольщиков. Разговоры о создании в Перми единой сбытовой компании велись в коридорах власти еще с середины 2005 года. И как наглядный их результат – соглашение между ТГК-9 и «Регионэнергосбытом». Допустим, необходимость в создании единой сбытовой компании в нынешнем году встала острая. Но почему ее создали на базе «Регионэнергосбыта»? Почему не был проведен конкурс, в котором, наверняка, приняли бы участие и другие сбытовые компании? Почему чиновники приняли решение кулуарно? Почему пермяки о нем узнали уже постфактум?
Разобравшись в ситуации, УФАС по Пермскому краю предписало ТГК-9 расторгнуть соглашение с «Регионэнергосбытом», усмотрев в их действиях нарушение ст. 11 закона «О конкуренции». После этого, уже в адрес антимонопольщиков хлынула волна критических статей в лояльных к власти СМИ. Тем не менее, «вердикт» антимонопольного комитета звучал однозначно: расторгнуть соглашение.
Естественно, такое предписание было для сбытовой компании все равно что ликвидация. Ведь по решению УФАС ТГК-9 должна была забрать обратно под свою опеку 63% пермяков, оставив «Регионэнергосбыт» на голом месте.