Федеральный центр
Вторая декада апреля оказалась чрезвычайно насыщенной важными событиями в ЖКХ. 11 апреля Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила предельные уровни региональных энерготарифов и тарифов на услуги ЖКХ на 2008 год. В этот же день прозвучало заявление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о том, что, оказывается, рынок услуг по вывозу, переработке и захоронению твердых бытовых отходов (ТБО) является рынком с неразвитой конкуренцией. 12-13 апреля в Торгово-промышленной палате РФ прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Модернизация коммунальной инфраструктуры – необходимое условие реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». 12 апреля комитет Госдумы по собственности неожиданно отказался поддержать в первом чтении широко разрекламированный правительственный законопроект "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса РФ". 17 апреля 2007 года Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы провел парламентские слушания на тему «О правоприменительной практике и совершенствовании законодательства в области реформирования ЖКХ» и также не поддержал правительственные инициативы. 18 апреля глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Сергей Круглик стращал население РФ тем, что цены на российском рынке жилья будут расти в 2008 году, хотя, по его мнению, не исключено применение административных мер для урегулирования этой проблемы.
Энерготарифы: инфляция вниз, а они вверх
Как известно, один из главных приоритетов правительства – это борьба с инфляцией. Уже который год Минфин РФ бодро рапортует о снижении роста цен, но каждый год энерготарифы, оплата ЖКУ взметают ввысь как реактивные ракеты. Наверное, всё зависит от того, как считать. 11 апреля ФСТ РФ утвердила максимальный рост тарифа на электроэнергию для всех категорий потребителей - юридических лиц в среднем в 12%, для населения - 14%. Планируется, что средний рост тарифов в ЖКХ не превысит 15%. При этом представители правительства уверенно ставили себе в заслугу то, что, мол, рост тарифов в 2008 году не будет большим, чем в 2007 году, в то время как в 2006 году он равнялся 18%, а в 2005-м составил 22%. Прогресс. В то же время по данным фонда «Общественное мнение» 54% респондентов в 63 субъектах федерации в 2006 году ответили, что рост цен значительно ухудшил их материальное положение, и только 5% опрошенных сказали, что рост цен никак не отразился на их бюджете. Как было бы хорошо узнать, что скажет население РФ о реформе ЖКХ, в интересах которого эта реформа, разумеется, проводится с начала 90-х годов, в 2010 году в связи с реализацией представленных накануне ведомством Грефа уточненных сценарных условий социально-экономического развития страны на период до 2010 года, на основании которых планируется, как минимум, 60-ти процентный рост тарифов на ЖКУ. Явно поблагодарит за проделанную работу.
ФАС: кругом монопольные сговоры, куда ни посмотри
11 апреля Федеральное антимонопольное ведомство (ФАС) заявило, что в большинстве российских городов с населением более 100 тыс. человек рынок услуг по вывозу, переработке и захоронению твердых бытовых отходов является монопольным. По мнению начальника управления по контролю и надзору в области строительства, природных ресурсов и ЖКХ ФАС России В.Ефимова, основная причина отсутствия конкуренции — это отсутствие торгов при определении исполнителя услуг по вывозу отходов в жилищно-коммунальной сфере, доля которых в общем объеме ТБО составляет около 60%. И что же собирается делать ФАС с такой, как известно, весьма криминализированной сферой в ЖКХ как вывоз мусора? Оказывается – «направить рекомендации по созданию условий для развития конкуренции». Вместе с ФАС, предложившей такую меру исправления ситуации, понадеемся и мы, что она эффективно подействует.
ТПП зажигает: концессионеры – за дело!
Особое внимание наблюдателей привлекла прошедшая 12-13 апреля в Торгово-промышленной палате РФ Всероссийская научно-практическая конференция «Модернизация коммунальной инфраструктуры – необходимое условие реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Несомненно, эта тема крайне актуальна в современной России. Какие подходы и решения озвучивались на этой научно-практической конференции? Что предлагалось нового? Судя по открытым источникам, основные доклады Председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Е.Басина и его заместителя Л.Чернышова касались «заезженных» вопросов о тяжелом положении в отрасли, о большом износе инфраструктуры, о нехватке ресурсов у государства решить накопленные проблемы отрасли (нужно 8 трлн. рублей), но при этом «как свет в конце туннеля» подчеркивалась необходимость развивать частно-государственное партнерство, привлекать частные инвестиции. Общую характеристику уровню развития ЖКХ дал заместитель министра регионального развития РФ Ю.Тыртышов. Он сообщил, что в сфере ЖКХ действует 46 тыс. крупных и средних предприятий, доля износа основных фондов более 50%, численность работающих превышает 3 млн. человек. Выручка предприятий ЖКХ постоянно растет, в связи с чем Ю.Тыртышов назвал данный сектор экономики одним из самых перспективных секторов для вложения инвестиций. За 2005 год оборот жилищно-коммунального хозяйства страны составил 1 трлн. 200 млрд. рублей, а за 2006 год - 1 трлн. 355 млрд. рублей. Доля предприятий частной и смешанной форм собственности постоянно увеличивается: в теплоснабжении в 2005 году она составляла 57%, в 2006 году – 58%, в водоснабжении в 2005 году - 41%, в 2006 году - 44%, в сфере предоставления жилищных услуг в 2005 году – 64%, в 2006 году - 77%. Более того, по словам Ю.Тыртышова, в стране постепенно нормализуются тарифные отношения, завершается формирование тарифного законодательства. У замминистра Минрегиона можно было бы спросить, а в чём тогда проблема, если частный бизнес по его данным идет в ЖКХ, выручка растёт, нормализуются тарифные отношения? Получается, что всё почти хорошо. Если не считать, что Минрегион в 2006 году подготовил и согласовал с семнадцатью заинтересованными министерствами и ведомствами пять постановлений правительства, необходимых для реализации закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Выпущено пока только одно. Остальные, как и некоторые другие инициативы по реализации нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", блокированы Минэкономразвития и Минфином. Не хотят, видите ли, Греф с Кудриным участвовать средствами федерального бюджета в наиболее острых проблемах жилищно-коммунального хозяйства и стремятся в рамках административной реформы переложить ответственность на органы местного самоуправления. А эти органы по стране обеспечены своими средствами только в среднем на 12-15%. Остальное им приходится выбивать из региональных бюджетов, если, конечно, получится. Да и создание новых форм самоорганизации граждан, жалуется Ю.Тыртышов, – товариществ собственников жилья (ТСЖ) дает пробуксовку. Не хотят люди самостоятельно управлять своим жильем, брать на себя ответственность за невыполненный бывшим собственником – государством - капитальный ремонт. Зато вектор реформе ЖКХ задан правильный. Движение необратимо. Только вот Грефа и Кудрина бы уговорить. А то получается, что именно эти министры – реформаторы «с ног до головы» - мешают проведению реформы. Не дают денег. На всю подпрограмму модернизации коммунальной инфраструктуры ФЦП "Жилище" выделен 1 млрд. рублей. Да и то - только под ветхое жилье. А цена же вопроса – 8 трлн. рублей. Цифры несопоставимые.
Как же быть? Как принято в правительственных кругах, рецепт универсальный – спасти может частный бизнес, который уверенно уже идет в ЖКХ. И частный бизнес не смущает, что по данным ТПП (а не замминистра Минрегиона) износ инженерного оборудования составляет 75%, а сетей – 65%. Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз. Половина аварий водопроводов и канализации происходит из-за ветхости сетей. Утечки и неучтенные расходы воды в системах водоснабжения достигают в среднем по России 15%, а в ряде городов - 30-50%. По экспертным оценкам, ущерб от таких утечек в целом по стране оценивается в долларовом эквиваленте в 6,5 млрд. Но ведь население РФ за всё это платит – значит, есть место и для частного бизнеса. Тем более ТПП морально поддерживает эту идею. Так, например, по словам председателя подкомитета комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Л.Смолиной, государство должно скорректировать подход к тарифной политике, которая должна быть ориентирована на граждан со средним уровнем доходов. А на других граждан – например, бедных, которых только по официальной статистике не менее 12% (или более 17 млн. человек) государству в тарифной политике ориентироваться не надо? И это только малая толика вопросов, которые можно было бы адресовать высоким участникам научно-практической конференции, так и не показавшим внятных путей решения проблем ЖКХ.
Мартин Шаккум: тарифы на ЖКУ растут, а Минрегион более трех лет не может утвердить методику их расчета
17 апреля 2007 года Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы провел парламентские слушания на тему «О правоприменительной практике и совершенствовании законодательства в области реформирования ЖКХ». Перед этим председатель думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям М.Шаккум сообщил, что Госдума одобрила проект постановления «О парламентском запросе Госдумы Председателю Правительства РФ М. Е. Фрадкову «О нормативных правовых актах Правительства РФ, необходимых для реализации Федерального закона от 30 декабря 2004 года 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона от 26 декабря 2005 года 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты РФ». М.Шаккум подчеркнул, что уже в пятый раз Госдума обращается в Правительство по этому вопросу. Получается, что тарифы уже который год растут как «грибы после дождя», а нормативных методик их расчета нет. На основании чего их тогда поднимают? Из каких принципов исходят при их расчете? Вопросы явно к Генпрокуратуре РФ. По данным того же М.Шаккума, в пределах субъекта РФ тарифы организаций коммунального комплекса в разных муниципалитетах могут отличаться в десятки раз.
В принятом депутатами по итогам слушаний документе дается в целом отрицательная оценка деятельности правительства РФ. Подчеркивается, что реализация федеральной целевой программы "Жилище" не улучшила ситуацию в отрасли. Не удалось обеспечить заданный уровень социальной поддержки регионов в решении задач жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе, и из-за задержек с финансированием. Так, за 9 месяцев 2006 года в регионы было направлено лишь 19% от общего ранее предусмотренного в бюджете объёма финансирования подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры". Приводимые в итоговом документе слушаний данные свидетельствуют о том, что ситуация скорее похожа на саботаж, чем на проведение реформы ЖКХ. Или на подготовку условий для смены собственника в ЖКХ, для чего повсеместно завышаются тарифы, которые уже стали во многом неподъемными для населения. Как ещё можно расценить высказывание на парламентских слушаниях заместителя руководителя федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Ольги Серовой, которая считает, что модернизации ЖКХ во многом мешают слишком низкие тарифы на коммунальные услуги. Как можно считать тарифы слишком низкими, если нет – и по вине правительства – нормативных документов по их расчету и обоснованию. Особенно же поражает вывод из итогового документа слушаний о том, что для возрождения ЖКХ "необходима федеральная целевая программа, определяющая государственную политику в области обеспечения сохранности жилья, что позволит частично снять проблему стремительного роста объемов ветхого и аварийного жилья". Получается, что, по мнению законодателей, никакой внятной государственной политике в области обеспечения сохранности жилья до сих пор не проводилось. Но даже констатировав это, ими предлагается лишь федеральная целевая программа, которая должна только частично снять проблему стремительного роста объемов ветхого и аварийного жилья. Что значит частично? И почему именно федеральная целевая программа, а не отдельный закон или национальный проект, судя по масштабу проблемы?
Особое внимание на этих слушаниях привлекло заявление вице-президента Российского газового общества Олега Жилина. Он отметил, что с введением на рынке ЖКХ частных управляющих компаний (УК) появляется посредник между производителем коммунальных услуг и потребителем, что выльется в дополнительные траты для населения. По словам Жилина, существует необходимость в разделении на законодательном уровне на управление жилищным и коммунальным комплексами. Управляющие компании должны регулировать непосредственно деятельность по управлению жильем, а коммунальными услугами должны заниматься непосредственно сами поставщики ресурсов. Жилин особо обратил внимание на то, что с появлением посредников в лице частных управляющих компаний возникает риск увеличения на рынке числа фирм-однодневок, которые будут собирать деньги, но не будут выполнять обязательств перед населением. В результате, по его мнению, поставщики коммунальных ресурсов будут вынуждены сокращать поставки. Резонно возникает вопрос, в чьих интересах тогда осуществляется реформа ЖКХ. Просчитаны ли её последствия? Судя по мнению авторитетного эксперта, интересы жителей здесь учитываются менее всего.
Цены на жильё в РФ будут расти – нефть слишком дорогая
Выступая 18 апреля на Международном конгрессе по строительству в Петербурге глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Сергей Круглик сообщил, что в 2008 году следует ожидать нового роста цен на жилье. Глава Росстроя подчеркнул, что рост цен на жилье обусловлен в основном цикличностью его сдачи и не исключил применения административных мер для урегулирования этой проблемы. Среди основных факторов, влияющих на рост стоимости жилья, Круглик выделил и рост цен на нефть, изменение количества выданных ипотечных кредитов и государственную поддержку отрасли, оказываемую в рамках нацпроектов. Отметим, что связь роста цен на жилье с цикличностью его сдачи – это нечто новенькое. Как известно, жилье на рынке продается уже с началом строительства, и каким образом момент его сдачи влияет на стоимость квадратного метра, мягко говоря, не совсем понятно. С другой стороны, в высказывании главы Росстроя явно радует подспудная надежда, что если уж мировые цены на нефть опустятся, то и жилье станет по настоящему доступным. Остается ждать и надеяться на то обстоятельство, что применение административных мер Росстроя с целью снижения цен на жилье не выльется в назидательные рекомендации, похожие на те, которые рассылает на право и налево ФАС для развития конкуренции на российских рынках.
Региональные события
Вторая декада апреля также оказалась богатой на события в ЖКХ во многих регионах России. На сей раз темп задавала Москва. Набившие уже всем оскомину потуги столичных чиновников по стимулированию создания ТСЖ популярно поддержал мэр столицы, выпустив в свет очередную книгу на этот раз под названием «Моя квартира в нашем доме. Доступно о реформе ЖКХ». Продолжались озвучиваться планы по преобразованию ДЕЗов из, как это принято сейчас говорить, неэффективных бюджетных структур, где обитают только вечно пьяные сантехники, в эффективные частные управляющие компании. 17 апреля состоялось заседание комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике, на котором был рассмотрен вопрос о техническом состоянии водопровода и канализации в городе Москве. На нем был поднят вопрос введения платы за присоединение новостроек к водопроводу и канализации по типу того, как сейчас делают энергетики с подключением новых объектов к электросетям. Было много также других региональных событий, традиционно касающихся в основном долгов в ЖКХ, злоупотреблений и прочих несуразностей. Особенно отметим широко прокатившуюся по стране кампанию региональных АО-энерго и ТГК по определению и награждению лучших потребителей электроэнергии и тепла. Каково придумано!
Столичные дела
Несомненно, что самым заметным событием в ЖКХ столицы, да и, пожалуй, России в целом, стал выход книги мэра Москвы Ю.Лужкова «Моя квартира в нашем доме. Доступно о реформе ЖКХ», которую начал печатать по частям «Московский комсомолец». С присущим мэру Москвы объективизмом Ю.Лужков ведет речь о наболевших вопросах реформы ЖКХ. Оказывается, что мэру столицы москвичи чаще всего задают вопрос: что будет в целом с реформой ЖКХ, имея в виду, как лучше всего организовать товарищества собственников жилья, создать эффективную систему жилищного самоуправления? Им не понятно, как относиться к появлению новых частных управляющих компаний? Кто может им гарантировать, что эти частные компании будут не хуже, а лучше ДЕЗов? На эти и подобные вопросы Ю.Лужков и пытается дать ответы в своей книге. Не будем пересказывать её содержание, к тому же книга ещё не полностью опубликована в «МК», лишь понадеемся, что после убедительных, как всегда, ответов мэра на животрепещущие вопросы реформа ЖКХ в Москве пойдет как по маслу, а ТСЖ на радость Ю.Лужкову будут созданы в каждом московском доме. Разумеется также, что в соответствии с заветами мэра частные управляющие компании на базе существующих безнадежных ДЕЗов получат правильных эффективных собственников, которые всё, что нужно, возьмут в свои руки, от чего тарифы на коммунальные услуги неизбежно снизятся на радость москвичам.
Мы обратимся к фактам. По данным руководителя пресс-центра компании ОАО «МОЭК» (Московская объединенная энергетическая компания) Райфа Биткова, сумма долга москвичей перед компанией, имеющих задолженность по ЖКУ в течение более 3-х месяцев, составляет в настоящий момент 1 млрд. 152 млн. руб. Сумма задолженности 3 757 юридических лиц, которые также должны компании в течение более 3-х месяцев, также внушительна – 816 млн. 704 тыс. руб. За период со 2 по 6 апреля было подано в суд по физическим лицам 492 исковых заявления. За этот же период выиграно в суде по физическим лицам 279 судебных дел, по юридическим лицам - 6 судебных дел. Решениями суда по юридическим лицам ограничена или прекращена подача тепловой энергии 26 потребителям. Среди наиболее злостных неплательщиков ОАО «МОЭК» находятся ряд ЖСК и ТСЖ, чьи действия приводят к большим задолженностям и, следовательно, вынужденным ограничениям подачи тепловой энергии. Как заявляют в ОАО «МОЭК», «наличие задолженностей перед нашей компанией ставит под угрозу срыва летнюю ремонтную кампанию». Это о реальном положении в ЖКХ столицы.
Зато столичные чиновники бодро рапортуют о том, что реформа ЖКХ активно продвигается. Главное, как говорится, сменить вывеску. И тут московские чиновники преуспели. Заместитель мэра Москвы Петр Аксенов заявил, что в столице почти все собственники жилья выбрали способ управления своим домом. Согласно статистике, которую привел Аксенов, в 72,6% домов в качестве управляющей компании собственники выбрали государственные унитарные предприятия – ДЕЗы. Еще 8,2% (это около 2,5 тыс. домов) предпочли частные управляющие компании. А на такую форму управления, как товарищество собственников жилья (ТСЖ), в Москве перешли только около 4,5 тысяч домов. Что это всё означает? Что от этого изменится? Есть разные мнения и о форме этого процесса и об его содержании. Так, депутат Госдумы Г.Хованская считает, что столичные власти просто поставили перед местными управами задачу определить формы управления во всех домах, и чтобы выполнить предписание властей, говорит депутат, управы использовали «подложные договоры, предоставляли протоколы без приложения» и таким образом определяли способы управления дома. Вот так и получилось, что 95% собственников жилья в Москве «сами» определились со способом управления. При этом, как указывает www.gazeta.ru от 13.04.2007, ДЕЗами блокировались многие попытки создания ТСЖ – любимых мэром Ю.Лужковым объединений жильцов. А всё почему? Местные чиновники и стоящее за ними руководство ДЕЗов не хотят уступать рынок. Да и обращение к частной управляющей компании (УК) не всегда способствует улучшению управления в домах. Зачастую за этими компаниями стоит руководство тех же ДЕЗов или их родственники. Воспользовались ситуацией и просто проходимцы. «Жилкомитет устанавливает управляющую компанию в доме, жильцы отчисляют коммерческие платежи на её счёт, но часть из них расходится на нецелевые нужды, примерно 20-30% просто теряются», – говорит председатель некоммерческого партнерства жилищных объединений и граждан «Надежный дом» Е.Бородуля. Сказано воистину просто и доступно о реформе столичного ЖКХ.
Но городские власти не дремлют. По словам главы Департамента имущества правительства Москвы В.Силкина, 1 июля этого года начнется реорганизация районных ДЕЗов. Разумеется, в интересах москвичей. Как рассказал этот чиновник «МК», все 125 районных ГУПов, занимающихся обслуживанием жилищного фонда, уже прошли инвентаризацию. Теперь предстоит разделить их функции на административные и коммерческие. Город не уйдет полностью из системы ЖКХ, а будет нести ответственность за состояние жилых домов и давать дотации жителям на их ремонт и содержание. Администрированием этих средств будут заниматься реорганизованные ДЕЗы. Помимо функций бюджетополучателей ДЕЗам будет поручено вести учет городского имущества, которое не входит в общедомовую собственность. ДЕЗы будут представлять интересы города в ТСЖ и на общих собраниях собственников.
Обслуживанием жилых домов, по словам Силкина, ДЕЗы заниматься не будут. Эти функции передаются акционерным обществам, которые получат в наследство технический инвентарь и кадровый состав нынешних ДЕЗов и станут участвовать в конкурсах наравне с другими коммерческими подрядчиками. Вот только откуда возьмутся эти другие коммерческие подрядчики высокий чиновник не уточнил. На какой базе они будут созданы? ТСЖ, в интересах которых город затеял реорганизацию ДЕЗов, считают реформу половинчатой. ТСЖ не устраивает пункт, по которому бюджетные субсидии на содержание жилищного фонда будут выделяться ДЕЗам, а не напрямую ТСЖ. Спрашивается, зачем нужен такой посредник и кто будет его контролировать. Но у московских чиновников своя логика. Заметим, что она совсем не совпадает с логикой неизбывного всемилюбимого градоначальника.
Долги – увы, долги
Во многих регионах вопреки бравурным заявлениям столичных чиновников от ЖКХ происходил рост задолженности населения по ЖКУ. Так, на рабочем совещании 11 апреля в администрации города Тулы было сказано, что 53% туляков имеют задолженность перед региональным ЖКХ. МУП "Управляющая компания Тулы" объявила акцию: тем, кто оплатит коммунальные платежи до 10 мая, пени не будут начислены. Общая задолженность по квартплате сейчас составляет порядка 107 млн. руб., бюджет расходов ЖКХ - около 1,5 млрд. рублей.
12 апреля на заседании областного правительства Челябинской области заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства В.Тупикин заявил о том, что в области возросло количество жалоб от населения на предприятия жилищно-коммунального хозяйства и выразил мнение, что во многом именно недовольство граждан приводит к задолженности населения перед предприятиями ЖКХ области за жилищно-коммунальные услуги. Так задолженность за 2006 год возросла на 24% и на 1 января 2007 года составила 2 млрд. 140 млн. рублей.
Не менее сложной оставалась обстановка с выплатой зарплаты работникам ЖКХ. Только в результате вмешательства прокуратуры около 3,6 миллиона рублей долгов по зарплате погашено в Кабардино-Балкарии за первый квартал. Задерживают зарплату в основном в системе ЖКХ. На 1 апреля 2007 года уровень задолженности по заработной плате в организациях ЖКХ Республики Хакасия составил более 1 млн. рублей.
Бесконечные конкурсы
Во второй декаде апреля по стране широко прокатилась волна кампаний региональных АО-энерго и ТГК по определению и награждению лучших потребителей электроэнергии и тепла. Выбирали также лучшие организации ЖКХ в регионах.
Конкурсы – это праздник. Значит, есть чему радоваться. На прошедшей декаде региональные АО-энерго и ТГК (кто – где) проведи конкурсы на тему «Лучший потребитель 2006 года». Так, ТГК №10 вручила в Тюмени специальные призы тюменским товариществам собственников жилья «Минский», «Жилье-Плюс» и «ЖСК-36», которые были признаны лучшими потребителями тепловой энергии за 2006 год. Такой же конкурс провела в Пензе «ТГК-6». «ТГК-11», ОАО «Томскэнерго» и ОАО «Томская энергосбытовая компания» проводят подобный конкурс в Томске. Вот только не совсем понятны критерии таких конкурсов. Что такое лучший потребитель тепловой энергии? Чему здесь симпатизировать и радоваться? Это тот, кто больше платит за тепло и желательно авансом? Или он просто не задерживает платежи за потребленную тепловую энергию? Если несколько организаций исправно платят за тепло, какая из них лучшая и по каким критериям? Абсурд. Но на абсурд выделяют средства и можно на него закрыть глаза.
Или, например, по итогам 10-го Всероссийского конкурса на лучшее предприятие сферы ЖКХ за 2006 год питерский Жилищный комитет признан лучшим в стране. Лучшие ТСЖ и ЖСК, как выяснилось, тоже находятся в северной столице. Как указывает Алиса Берковская, петербуржцы в недоумении: то ли верить конкурсам, то ли собственным глазам. А глаза свидетельствуют: все жилищные реформы в Петербурге с треском провалились. Зато Жилищный комитет города – победитель 10-го Всероссийского конкурса на лучшее предприятие сферы ЖКХ! Что же тогда можно сказать о других участниках этого конкурса? Какие дела у них, если в Петербурге реформа ЖКХ провалилась.
Владимир Попов
Информационный центр реформы ЖКХ