на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Экспертиза > Ход реформы ЖКХ > Возможные пути решения проблем предприятий ЖКХ в условиях недостаточного бюджетного финансирования на примере предприятий водоканализационного хозяйства (ВКХ).

Возможные пути решения проблем предприятий ЖКХ в условиях недостаточного бюджетного финансирования на примере предприятий водоканализационного хозяйства (ВКХ).


07.06.2006

Основные проблемы водоснабжения в ЖКХ. Качественные и количественные показатели. Проблемы энерго- и ресурсосбережения.



1. Основные проблемы водоснабжения в ЖКХ.

Качественные и количественные показатели. Проблемы энерго- и ресурсосбережения.

В результате обследования ряда муниципальных предприятий коммунального хозяйства Российской Федерации, проведенных специалистами ЗАО «РЭС», у компании сложилась картина типовых проблем МПКХ, в ряду которых выделяются:
  • устаревшие, а чаще – отсутствующие – технологии и оборудование подготовки питьевой воды для населения до норм СанПиН, и устаревшие, неэффективные системы для транспортировки её к потребителям, с применением которых зачастую ранее подготовленная вода становится вновь не соответствующей указанным нормам;
  • вынужденное применение ВРЕМЕННО СОГЛАСОВАННЫХ санитарных норм питьевого водоснабжения, превышающих нормативы СанПиН, как следствие невозможности муниципальных предприятий обеспечить потребителей качественной водой;
  • затратность производства воды, как следствие отсутствия средств для проведения модернизации имеющейся инфраструктуры муниципальных предприятий;
  • нередко – недостаточность объёма услуг, из-за недофинансирования;
  • отсутствие устойчивости, и как следствие – стабильности оказания услуг водоснабжения для потребителей, по той же причине;
  • вынужденный рост тарифов для потребителей, как следствие затратности эксплуатации;
  • кадровый «голод», как следствие низкой оплаты труда в отрасли;
  • нерыночные методы управления МПКХ, как следствие псевдосоциальной ориентированности руководства муниципалитетов;
  • низкая санитарно-эпидемиологическая безопасность населения, как следствие комплекса указанных выше причин.


 Серьёзный бизнес практически не рискует идти с масштабными инвестициями в существующую инфраструктуру, при сложившейся ситуации с неустойчивыми и политизированными принципами формирования тарифов для населения.
 


2. Современные технологии водоподготовки и водоснабжения, применительно к ЖКХ.



Наряду с ростом загрязнения водных источников, серьезного внимания требует проблема экономии пресных вод, потери которых только при транспортировке от источников до водопотребителей достигают 30 и более процентов. Нарастает технологическое и техническое отставание водного хозяйства, в частности, в изучении и контроле качества вод, подготовке питьевой воды, обработке и утилизации осадков, образующихся при очистке природных и сточных вод, обнаружении аварийных загрязнений, идентификации их источников и ликвидации последствий. Прекращена разработка необходимых для устойчивого водообеспечения перспективных схем использования и охраны вод.

 Современные технологии и оборудование позволяют в преимущественном большинстве случаев резко снизить затратность производства и транспортировки воды к потребителям, при этом обеспечив КАЧЕСТВО воды. Не касаясь подробно современного насосного и иного оборудования, остановимся на технологиях водоподготовки, которые становятся особенно актуальными для ЖКХ в связи с участившимися случаями массовых заболеваний среди населения и вероятностью терроризма. А, как известно, нет ничего легче, чем организация эпидемии посредством заражения единственного доступного и необходимого всем источника питьевой воды.
 
Основные проблемы, которые встают перед муниципальным водоснабжением, по оценкам наших специалистов, требуют применения как классических, так и новых пока для России технологий. А именно:
  1. Механическая фильтрация.
  2. Обезжелезивание и удаление марганца.
  3. Удаление органики и хлора.
  4. Удаление ионов жёсткости.
  5. Обессоливание.
  6. Обратный осмос.
  7. Ультрафильтрация.Установки для одновременного неполного обессоливания и обеззараживания воды. Особенно актуальны для водозаборов из поверхностных, подрусловых источников.
  8. Обеззараживание.
Основой правильного выбора технологии водоподготовки и транспорта должно быть предварительное обследование систем коммунального водоснабжения. Это особенно эффективно на предпроектной стадии для вновь планируемых к строительству или реконструкции объектов, и также перед предстоящим акционированием муниципальных унитарных предприятий. Безусловно, предварительная работа по обследованию в каждом конкретном случае позволяет минимизировать затратную часть проектов и повысить их эффективность. Как нет одинаковых людей, так нет и одинаковой воды. А это значит, что не может быть типовой технологии. В каждом конкретном случае необходимо сначала диагностировать, и потом эффективно «лечить». Однако, при отсутствии средств у муниципалитетов и недооценке проблемы здоровья нации, проблемам коммунальной инфраструктуры уделяется минимальное внимание. Объяснения у всех свои: Муниципалитет сетует на отсутствие средств и возможный рост тарифов, который станет, по их мнению, непосильным для населения, застройщик объясняет недооценку проблемы нежеланием удорожать стоимость квадратного метра. Потребитель же не получает качественной услуги, хотя и платит за неё. Есть и дополнительные проблемы на пути оказания качественных коммунальных услуг.

3. Последствия акционирования МУП без финансового оздоровления.



Простой юридический анализ показывает нам несколько сценариев развития ситуации:

1-й вариант. Предположим, муниципалитет хочет стать 100%-ным владельцем акций нового ОАО.

Что произойдёт?
  1. снятие ответственности с Администрации муниципального образования за долги и деятельность нового Общества;
  2. необходимость для акционерного общества изыскивать собственные источники финансирования;
  3. необходимость (но и, к сожалению, невозможность!) грамотного менеджмента.
Без соблюдения подобных условий вновь образованное Акционерное Общество рискует практически мгновенно стать банкротом. Как следствие – введение антикризисного управления, распродажа имущества за долги, приход нового собственника, ориентированного не совсем на те цели и задачи, которые необходимы потребителю, работникам бывшего муниципального предприятия и самому муниципалитету.

2-ой вариант. Муниципалитет хочет переложить функции оказания жилищно-коммунальных услуг на плечи частной компании. Здесь есть уже кое-где опробованные методы АРЕНДА и КОНЦЕССИЯ муниципального имущества. Однако, мы не видим принципиальной разницы между МУП, арендатором или Концессионером в форме реальных взаимоотношений с собственником коммунальной инфраструктуры, то есть с Администрацией. Да, юридически отличия есть, но системно, с точки зрения целесообразности сохранения ЗАТРАТНОЙ идеологии структуры производства ЖКУ отличий нет. ЖКХ – это не ресурсодобывающие отрасли, в которых концессия – выгодный бизнес для обеих сторон. А нестабильность законодательства в сфере ЖКХ, отсутствие чётких «правил игры», просто вынуждают разумного управленца-арендатора или концессионера жить сегодняшним днём.

Ещё одна важная проблема – имущественная. В настоящее время имущество не находится в собственности муниципальных предприятий. Им владеет муниципалитет, но, как правило, он не знает, чем именно владеет. Следовательно, процесс преобразований МУП в АО невозможен без скрупулёзного учёта имущественной инфраструктуры. К сожалению, процессы оценки имущества в муниципалитетах практически не ведутся по причине отсутствия средств и непонимания сложности указанной процедуры.

Таким образом, налицо новые проблемы для муниципалитета:
  1. Определить состав имущества, которое будет включено в уставный капитал акционерного общества;
  2. Провести оценку стоимости имущества, включенного в уставный капитал;
  3. Определиться с пакетом участия муниципального образования в акционерном обществе.
  4. Определиться с целями и задачами вновь создаваемого акционерного общества.
  5. И, наконец, определить для нового общества стратегические задачи.
Исходя из экспертных оценок объёма инвестиций в Водоканал среднего российского города с миллионным населением (от 800 тысяч до 1,5 миллиона долларов только в период инвентаризации и технического процесса преобразования МУП в АО), мы делаем вывод о практической нереальности для бюджетов большинства муниципальных образований эффективных преобразований существующих МУП. К сожалению, оценка ситуации показывает, что руководители существующих МУП и муниципальных образований в подавляющем большинстве не представляют сложности и масштабности предстоящих преобразований, не видят способов реализации поставленных перед ними задач. Ясно, что сроки акционирования при неготовновти муниципалитетов не могут быть выдержаны. И это также является препятствием на пути инвестирования в ЖКХ.

4.Тарифообразование, как системная ошибка.



Ранее принятый Закон (Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») позволял муниципалитетам самим устанавливать тарифы на холодное водоснабжение и канализование, вывоз мусора, и определять инвестиционные надбавки к тарифам на тепло- , водо- и электроснабжение. При этом срок установления тарифов и надбавок мог превышать один год и устанавливаться на весь период окупаемости инвестиций. В Законе чётко оговаривались функции органов власти всех уровней, в том числе и по регулированию процесса тарифообразования, и по контролю за ним. В результате понятности властных полномочий и декларированной стабильности многие серьёзные инвесторы уже пошли в ЖКХ для реализации, совместно с муниципальными властями, проектов реконструкции и нового строительства объектов и коммуникаций. Положения ФЗ №210 должны были вступить в силу с 1 января 2006 года.

"Ё-моё, что ж я сделал?"
В течение 2005 года Правительство и депутаты наблюдали, как муниципалитеты и РЭК готовятся к наступлению 2006 года. Естественно, в ожидании Инвесторов, муниципалитеты, в которых работают дальновидные руководители, постарались привести тарифы к более-менее реальным значениям, отражающим не ПОЛИТИЧЕСКУЮ, а ЭКОНОМИЧЕСКУЮ составляющую тарифов. То есть – повысить тарифы до уровня экономической целесообразности деятельности предприятий ЖКХ. В то же время, Правительством не были выполнены обязательства по разработке и утверждению единой методики расчёта тарифов, разработке правил и определению порядка взаимодействия участников процесса тарифообразования, а также методики проверки и контроля.

Остановить инфляцию?
Стремление Правительства достичь временного ограничения темпов роста инфляции за счёт внесения поправок в 210-й Закон понятно, но не является верным в перспективе. Принятые поправки к указанному закону дают возможность кратковременно ограничить рост коммунальных тарифов для населения, но отторгают от ЖКХ инвесторов и ставят страну перед необходимостью изыскивать, по оценкам экспертов, более чем 20 млрд. долларов только на оздоровление ситуации с водоснабжением и канализованием. В сфере тепло- и электроснабжения эти цифры ещё значительнее. Кроме этого, Попытка остановить (уменьшить) темп роста инфляции, предпринятая правительством, по меньшей мере, затрудняет выполнение второй задачи Правительства: удвоение ВВП. Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), как любой другой продукт, являются одной из его (ВВП) составляющих.

Привлечь в ЖКХ инвестиции?
Внесенные Законом №184 от 26 декабря 2005 года поправки в ФЗ №210 приведут также к проблемности планирования и реализации долгосрочных проектов (а в ЖКХ быстро окупаемые проекты практически отсутствуют), и приостановке активности частных инвесторов в отрасли, вследствие резкого снижения привлекательности рынка жилищно-коммунальных услуг для инвестиций. Консервируется существующая ситуация в ЖКХ (убыточность, дотационность, низкое качество или нехватка ЖКУ). При этом тарифы всё равно будут расти в пределах устанавливаемых индексов, но рост тарифа без улучшения услуги – ещё более необъясним для потребителя (населения), чем сниженный темп роста тарифа с видимыми последствиями улучшения и перспективой снижения тарифа по факту завершения инвестиционного процесса.

 Интересные факты:
  1. в одиннадцати из посещённых специалистами нашей фирмы в январе-марте 2006 года муниципальных образований, тарифы возросли на максимальный индекс! В двух – на 15% вместо разрешённых 20%, по причинам исключительно популистским, а не экономическим.
  2. инфляция за 1-й квартал 2006 года оценена г-ном Грефом в 5,2%. Для сравнения – инфляция за тот же период 2005 года – 5,3%.
 


Затратный метод Остановить рост тарифов при существующей системе их образования (затратный метод) невозможно без дополнительных дотаций в ЖКХ конкретным предприятиям, недополучающим денег не только на реконструкцию, но и на поддержание инфраструктуры в жизнеспособном состоянии. Затратный метод тарифообразования не стимулирует предприятия ЖКХ вообще заниматься реконструкциями и повышением надёжности, то есть, чем хуже – тем лучше. Следствием сложившейся ситуации станет то, что с принятием поправок возможно незначительно снизится темп инфляции, но заморозится существующая ситуация в ЖКХ. Сколько времени потребуется на понимание сути стратегического заблуждения, сказать трудно. Видимо, до наступления системного кризиса, или до появления Государственной программы, аналогичной ныне объявленным. Но для этого придётся всем миром объяснять малоперспективность принятого в спешке решения. Факты. По итогам Всероссийского форума ЖКХ, состоявшегося в Крокус-Экспо в марте 2006 года, депутат Государственной Думы г-н Шакккум в своём выступлении уже признал, что поспешное решение о введении предельных индексов осложнило ситуацию для муниципалитетов и предприятий МПКХ. А министр финансов г-н Кудрин открыто заявил, что рост тарифов не влияет на инфляцию, поскольку инфляция имеет исключительно монетарную основу. То есть, зависит от избыточности денежной массы, образующейся за счёт роста мировых цен на нефть и газ, и активизации налоговых органов, что даёт государству возможность тратить больше, и способствовать инфляционным процессам. Как говорит М. М. Жванецкий, «Может, в консерватории что-то подправить?»

Вывод: Без инвестиций в ЖКХ невозможно ожидать естественного, а не принудительного снижения или остановки темпов роста тарифов для потребителей, а серьёзные инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство страны невозможны без точных и на длительный период установленных правил взаимоотношений Государства и бизнеса в этой сфере. Что делать? Таким образом, для формирования адекватной, обоснованной системы тарифообразования, необходимо следующее:
  1. Правительству следует выполнить требования статьи 4 п.1 ФЗ №210 от 30 декабря 2004 года по разработке и утверждению единой методики расчёта тарифов, разработке правил и определению порядка взаимодействия участников процесса тарифообразования, а также методики проверки и контроля.
  2. После разработки и утверждения ясных и конкретных правил работы всех уровней власти, можно будет объективно оценить сложившуюся ситуацию с тарифообразованием в стране. При гарантиях стабильности условий и правил в отрасли, инвестиции в ЖКХ неизбежны. Тем более, что инвестиционную составляющую, как правило, вполне можно изыскать в существующих тарифах на ЖКУ.
  3. Правительство, видимо, должно понять, что лучшим и наиболее объективным регулятором процесса тарифообразования является само население, которое избирает муниципальное руководство и вправе требовать от него как соблюдения качественно-количественных показателей ЖКУ, так и регулирования стоимости ЖКУ.


5. Что можно и нужно делать уже сейчас!



ЗАО «Региональные Энергетические Системы», совместно с «Лизинговой компанией жилищно-коммунального хозяйства (ЛК ЖКХ)», при поддержке проектов Открытым акционерным обществом (ОАО) Банк внешней торговли («Внешторгбанк»), предлагает, на наш взгляд, перспективный путь решения проблем муниципальных образований по техническому перевооружению.

В первую очередь – мы предлагаем создание новых акционерных обществ, которые, при полной самостоятельности хозяйственной деятельности, технически будут включены в технологическую цепочку существующей инфраструктуры оказания услуг потребителям.

Во вновь образованное открытое акционерное общество мы, безусловно, предлагаем вхождение администрации муниципального образования не менее чем блокирующим пакетом акций. При этом, в акционерное общество входит Управляющая компания («РЭС-регион»), которая возьмёт на себя ответственность за менеджмент и финансовые результаты вновь созданного акционерного общества.

При таком варианте сотрудничества:
  1. не нарушится основополагающая позиция государства по имуществу коммунальной инфраструктуры, поскольку вновь образованное общество будет владеть вновь созданным имуществом на правах совместной собственности.
  2. Образуется реальная конкурентная среда, поскольку на одном и том же рынке появляются два оператора: МУП и ОАО.
  3. Сохраняется социальная ответственность ОАО перед потребителями за счёт контроля со стороны муниципалитета.
Вновь созданная и капитализированная структура, доказав свою эффективность, может принимать к себе пошагово существующие активы, если они подлежат недорогой реконструкции. Если нет, то реализуется следующий этап проекта по аналогичному принципу. Параллельно – муниципалитет может проводить акционирование существующих структур МУП. Развитие и модернизация, таким образом, происходит: от вновь созданного, а не от существующего старого.

Также предлагается вариант создания ОАО с участием муниципалитета, которое возьмёт в управление существующие предприятия ЖКХ и, на основе кредитных линий, проведёт модернизацию или новое строительство объектов ЖКХ.

Весь процесс реализуется гласно, открыто, с участием депутатского корпуса муниципалитетов, и с проведением открытого конкурса на право реализации проектов.

В подавляющем большинстве муниципальных образований ныне установленные тарифы позволяют реализовать эти предложения. По факту реализации проектов темпы роста тарифов снизятся, а уровень качества ЖКУ безусловно повысится.

Мы не предлагаем муниципалитетам рисковать собственным существующим имуществом, мы предлагаем совместно с нами, лизинговыми и финансовыми структурами, готовыми инвестировать в коммунальную инфраструктуру, создавать новые объекты коммунальной энергетики, реконструировать существующие системы, и обеспечивать потребителей качественными и недорогими коммунальными услугами.




Информационный центр реформы ЖКХ

Эксперт: Генеральный директор ЗАО «Региональные Энергетические Системы (РЭС)» С. Дячук
 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта