Коммунальный комплекс России включает более 10 направлений деятельности, основными из них, естественно, являются тепло, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение. Надо отметить, что по уровню оказываемых потребителям услуг теплоэнергетический комплекс - самый крупный.
Вот некоторые параметры: в настоящее время в Российской Федерации функционирует 77 тысяч источников теплоснабжения, в том числе 41 тысяча коммунальных. Общая протяженность тепловых сетей составляет в двухтрубном исчислении 179 тыс. км, из них коммунальных – 94,4. Годовой объем произведенной тепловой энергии составляет 1161 млн.Гкал, из них 505 млн. Гкал отпускается населению и 163,5 млн. Гкал на коммунально-бытовые нужды.
Централизованным водоснабжением пользуется 108 миллионов человек, проживающих в 1104 городах, 1465 поселках городского типа и 13600 сельских населенных пунктах. Мощность водопроводов составляет 90,0 тысяч кубических метров в сутки, при общей их протяженности в городах и других поселениях РФ 530,9 тысяч км (в том числе 311,8 тыс. км муниципальных). Мощность очистных сооружений водоснабжения - 47,0 млн. куб. м в сутки. За 2004 год в сеть было подано 19,3 млрд. куб. м воды.
При средне - российском уровне удельного водопотребления, на хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые нужды (равном 211,6 л на одного жителя в сутки), в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 150-200 литров (республики Карачаево - Черкесская, Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Алтай, Бурятия, Саха /Якутия/, Тыва, Алтайский край, Курганская, Псковская, Костромская, Тамбовская, Курганская, Ставропольский край, Коми-Пермяцкий автономный округ и др.).
К сожалению, ситуация с водными ресурсами в России продолжает оставаться тревожной. Особенно острое положение в системе питьевого водоснабжения - более 40% водопроводов с забором воды из поверхностных водных источников, которые обеспечивают 68% потребностей в воде в городах и поселках городского типа и около 65% в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды.
Общая протяженность канализационных сетей в Российской Федерации составляет 176,5 тысяч километров. В городах и других поселениях образуется 15,1 миллиардов кубических метров сточных вод в год. Из них 13,3 млрд. куб. м пропускается через очистные сооружения, но нормативно очищается только 3,83 млрд. куб. м, то есть, 28,8%. Но это – средняя «температура по стране», а если уточнить, то цифры наверняка окажутся гораздо более удручающими. Итак, в Центральном федеральном округе нормативно очищается сточных вод, пропущенных через очистные сооружения - 23,7%, в Северо - Западном - 11,42%, в Южном - 35,6%, в Приволжском - 24,7%, Сибирском - 45,9%, Дальневосточном - 33,9%.
В некоторых регионах, таких как, Карачаево-Черкесская республика, Калининградская, Омская, Новгородская и Псковская области, уровень нормативно очищаемых сточных вод не превышает одного процента…
По официальным данным государственной статистической отчетности, сточная вода не очищается до нормативных значений, в республике Тыва, Ненецком АО, Таймырском (Долгано-Ненецком) АО, Усть-Ордынском Бурятском АО и Чукотском АО.
Причины такого положения дел всем очевидны: общий экономический кризис и выделение финансовых средств по остаточному принципу. В результате такого подхода мы и получили совершенно обоснованное резкое ухудшение состояния коммунальных объектов в России.
ВЕТХОСТЬ И ИЗНОС - СЕРЬЕЗНАЯ УГРОЗАИзнос основных фондов коммунальной инфраструктуры превысил все мыслимые пределы. Речь уже идет не о «морально» устаревшем оборудовании или трубах, а об их непригодности. Вероятность катастроф нарастает буквально каждый день и затрагивает миллионы людей, сотни предприятий, и это, к сожалению, регулярно подтверждается авариями на коммунальных объектах во многих регионах.
По оценочным данным, физический износ основных фондов ЖКХ по России составляет:
котельных - 54,5%, трансформаторных подстанций - 58,1%, центральных тепловых пунктов - 50,1%, коммунальных сетей водопровода - 65,3%, канализации - 62,5%, тепловых - 62,8% и электрических - 58,1%, водопроводных насосных станций -65,1%, канализационных насосных станций - 57,1%, тепловых насосных станций - 52,3%, очистных сооружений водопровода - 53,9%, очистных сооружений канализации - 56,2%.
Степень износа объектов коммунального хозяйства по некоторым муниципальным образованиям достигает 70 - 80% и темпы нарастания износа составляют 1-2 % в год.
Распределение по проценту износа отражается следующими данными
До 30% износа имеют 9% котельных, 5,6% тепловых сетей, 1,5% водопроводных сетей и 3,4% канализационных сетей.
От 31 до 65% - 54,5% котельных, 60,9% тепловых сетей, 62,2% водопроводных сетей и 62,5% км канализационных сетей.
От 66 до 70% - 36,6% котельных, 33,5% тепловых сетей, 36,3% водопроводных сетей и 34,1% канализационных сетей.
Проведение технической инвентаризации основных фондов коммунального хозяйства в поселениях регионов Российской Федерации находится на крайне низком уровне и составляет от 5 до 40%. В результате возникает недопустимая ситуация - муниципальные органы не обладают достоверной информацией, как об общем количестве объектов, так и об их техническом состоянии. Итак, менее чем на 5% проведена инвентаризация котельных в Калининградской, Кировской, Новосибирской, Ярославской областях, Республике Карелия; тепловых сетей в Архангельской, Кировской, Новосибирской, Новгородской и Ярославской областях.
Работа по инвентаризации котельных вообще не проводилась в республиках Алтай и Кабардино-Балкарской, Ненецком АО, Краснодарском крае, Курганской и Читинской областях. То же касается тепловых сетей в республиках Алтай и Карелия, Краснодарском крае, Калининградской, Курганской, Магаданской, Саратовской и Читинской областях.
Таким образом, вывод очень простой: завершение инвентаризации основных фондов коммунального хозяйства и получение, наконец, точной и исчерпывающей информации об их техническом состоянии, является сейчас одной из самых главных задач.
По предварительным расчетам на восстановление основных фондов коммунального сектора до нормативных значений требуется 1 триллион 636 миллиардов рублей, в эту сумму входят:
котельных 120 млрд.руб., трансформаторных подстанций - 60 млрд.руб., центральных тепловых пунктов - 32 млрд.руб., коммунальных сетей водопровода - 280 млрд.руб., канализации - 150 млрд.руб., тепловых - 180 млрд.руб. и электрических - 140 млрд.руб.; водопроводных насосных станций - 40,7 млрд.руб., канализационных насосных станций - 83,3 млрд.руб., тепловых насосных станций - 15 млрд.руб., очистных сооружений водопровода - 25 млрд.руб., очистных сооружений канализации - 70 млрд.руб., улично-дорожной сети - 160 млрд.руб., транспортных и пешеходных мостов - 230 млрд.руб., транспортных и пешеходных путепроводов - 30 млрд.руб.
Фактически, планы по модернизации, техническому перевооружению основных фондов и замене ветхих канализационных сетей, главным образом, сориентированы на финансирование за счет средств муниципальных бюджетов. Однако, в связи с отсутствием или незначительным выделением средств на указанные цели, основные фонды на деле не модернизируются. Очевидно, что в ближайшее время, в большинстве субъектов Российской Федерации жилищно-коммунальный комплекс не сможет развиваться без помощи федерального центра, несмотря на то, что основной объем полномочий по управлению этим сектором экономики передан на муниципальный уровень.
Важнейшей проблемой, которая до настоящего времени не решена, является отсутствие в поселениях современной градостроительной документации. Существующие генпланы разработаны и утверждены от 10 до 40 лет назад.
Например, в Курской области из 37 городов и других поселений, у 5-ти генплан был разработан и утвержден даже более 40 лет назад, у 3-х более - 30 лет назад, у 4-х более 20 лет назад, у 4-х более 15 лет назад и у 16-ти более 10 лет назад.
В Тверской области из 55 городов и других поселений у 19-ти генплан разработан и утвержден 20 и более лет назад, у 12-ти 15-19 лет назад, у 18-ти 10-14 лет назад и у 6-ти 10 лет назад.
Анализ данных, полученных из регионов, по каждому поселению показывает, что аналогичная картина наблюдается повсеместно.
Остается только добавить, что в ряде городов и других поселений градостроительная документация вообще отсутствует.
ДОЛГИ
Экономическое состояние жилищно-коммунального комплекса
Доходы предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса по итогам работы за первое полугодие 2005 года составили порядка 714 млрд. руб., за аналогичный период прошедшего года - 497,4 млрд. руб.. Расходы же предприятий, за анализируемый период текущего года, на оказание жилищно-коммунальных услуг, превысили 721,3 млрд. руб., за тот же период 2004 года, расходы составляли порядка 529,9 млрд. руб.
В то же время рост кредиторской задолженности увеличился на 28 млрд. руб. и находится на уровне 335,5 млрд. руб. Дебиторская задолженность за потребленные жилищно-коммунальные услуги составила 314,8 млрд. руб. (268,1 млрд. руб. в 2004 году).
Значительное увеличение дебиторской задолженности произошло в таких регионах, как:
Воронежская область: на 2,5 млрд. руб. (с 3,5 млрд. руб. до 6 млрд. руб.), республика Карелия и Амурская область: на 1,1 млрд. руб. (соответственно с 1,9 млрд. руб. до 3 млрд. руб. и с 2,1 млрд. руб. до 3,2 млрд. руб.).
Следует отметить рост кредиторской задолженности, который составляет в таких регионах, как: Воронежская область, 2,3 млрд. руб. (с 3,3 млрд. руб. до 5,6 млрд. руб.), Тульская область - на 2,1 млрд. руб. (с 5,8 млрд. руб. до 7,9 млрд. руб.), Алтайский край - на 1,8 млрд. руб. (7,3 млрд. руб. до 9,1 млрд. руб., Красноярский край - 2,2 млрд. руб. (4,2 млрд. руб. до 6,4 млрд. руб.).
Региональный стандарт уровня платежей граждан, в среднем по России, по сравнению с декабрем 2002 года, вырос на 14,3% и достиг 94%. В настоящее время в 68 субъектах РФ, уровень оплаты установлен в размере 90% и выше. 31 регион перешел на стопроцентную оплату услуг населению, в том числе: Калужская, Костромская, Тверская, Пермская, Саратовская, Челябинская, Иркутская, Омская, Магаданская области, Республики Карелия, Дагестан, Ингушетия, Татарстан, Хакасия, Краснодарский, Приморский края, Еврейская автономная область и другие.
В большинстве муниципальных образований стандарт уровня оплаты услуг гражданами, от экономически обоснованных тарифов, приближается к устанавливаемым региональным стандартам и, на начало II полугодия, составляет 85,5 % в среднем по России (по сравнению с 69,1% за тот же период 2002 года). Надо отметить, что в последнее время, наметилась тенденция сближения подходов в области тарифной политики, проводимой на уровне региона и на местах.
Готовность жилищно-коммунального хозяйства субъектов
РФ к работе в осенне-зимний период 2005/06 года.
Данные по состоянию на 1 октября 2005 года.
Критерий, основанный на совокупных показателях, или, как говорят экономисты – интегральный индикатор готовности ЖКХ РФ к работе в осенне-зимний период 2005/06 составил 89,2 %, что в целом соответствует прошлогоднему показателю.
Подготовительные работы в Уральском и Приволжском федеральных округах проведены значительно лучше, чем в Южном федеральном округе.
Готовность жилищно-коммунального комплекса к осенне-зимнему периоду 2005/06 года характеризуется следующими данными.
Подготовка жилищного фонда
Итак, всего необходимо подготовить 1678,7 млн. кв. м, фактически подготовлено – 1625,7 млн. кв. м (96.8 %), (на 1 октября 2004 г. - 95,6 %). Выше показатели готовности в Уральском (99.6%) и Приволжском (98,6 %) федеральных округах, ниже - в Южном (92.1 %) и Дальневосточном (93.1%) федеральных округах. Среди субъектов Российской Федерации наиболее низкие показатели готовности жилищного фонда в Республиках Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Хабаровском крае, Корякском автономном округе, Курганской, Калининградской, Костромской, Тверской, Амурской, Читинской областях.
Котельные и теплоэнергетическое оборудование
К отопительному сезону необходимо подготовить 74139 котельных, подготовлено – 71827 котельных (96,9 %), (на 1 октября 2004 г. - 94,9 %). Центральных тепловых пунктов необходимо подготовить - 22154 единиц, подготовлено – 22025 единиц (99,4 %), (на 1 октября 2004 г. – 98,2 %). Более высокие показатели готовности котельных в Уральском (99,4 %) и Приволжском (98,4 %) федеральных округах, ниже – в Южном (91,5%) федеральном округе. По подготовке ЦТП более высокие показатели в Центральном (100 %), Сибирском и Уральском (99,9 %) федеральных округах. Среди субъектов Российской Федерации ниже показатели готовности котельных в Республике Калмыкия, Хабаровском крае, Корякском автономном округе, Калужской и Тверской областях; ЦТП - в Республике Дагестан, Приморском крае, Вологодской, Архангельской областях.
Что касается подготовки тепловых сетей, то всего необходимо подготовить 151,2 тыс. км, заменить 6,8 тыс. км. Фактически подготовлено – 148,2 тыс. км (97,5 %), (на 1 октября 2004 г. - 96,2 %) , заменено – 6,3 тыс. км (92,8 %), (на 1 октября 2004 г. - 86,2 %). Среди субъектов Российской Федерации ниже показатели подготовки тепловых сетей в Республике Калмыкия, Приморском и Алтайском краях, Корякском автономном округе, Кировской, Астраханской, Архангельской, Магаданской областях; замены тепловых сетей в Республиках Бурятия, Алтайском, Приморском краях, Амурской, Камчатской, Магаданской, Костромской, Архангельской, Вологодской, Кировской, Свердловской областях.
В сфере подготовки водопроводных сетей необходимо подготовить 391,1 тыс. км, заменить 9,6 тыс. км ветхих водопроводных сетей. Фактически подготовлено 378,7 тыс. км (96,8 %), (на 1 октября 2004 г. - 97,8 %), заменено – 8,5 тыс. км (88,7 %), (на 1 октября 2004 г. - 81,1 %).
Подготовка водопроводных сетей лучше была организована в Приволжском и Уральском федеральных округах, хуже - Южном и Дальневосточном федеральных округах.
Среди субъектов РФ низкие показатели готовности водопроводных сетей в республике Тыва, Корякском автономном округе, Архангельской, Костромской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областях; замены ветхих водопроводных сетей в Алтайском крае, Магаданской, Сахалинской, Смоленской, Кировской, Ульяновской, Астраханской, Волгоградской, Архангельской, Мурманской и Свердловской областях.
Относительно задачи создания запасов топлива - необходимо заготовить 9,6 млн. тонн угля, фактически завезено на склады 7,6 млн. тонн (79,4 %), (на 1 октября 2004 г. - 88,6 %) и 2,3 млн. тонн жидкого топлива, фактически завезено 1,8 млн. тонн (77,7 %), (на 1 октября 2004 г. - 83,2 %).
Слабые темпы завоза угля в Хабаровском и Алтайском краях, Агинском-Бурятском автономном округе, Архангельской, Калининградской, Новгородской, Астраханской, Нижегородской, Ульяновской, Калужской, Амурской, Читинской областях.
Низкие темпы завоза жидкого топлива в Алтайском и Приморском краях, Новосибирской, Сахалинской, Нижегородской, Вологодской и Курганской областях.
Нельзя не отметить, что одной из причин низких темпов предзимней подготовки является недостаточное финансирование из региональных бюджетов. Всего, на предзимние работы, бюджетами субъектов РФ запланировано 90,1 млрд. рублей, фактически поступило 67 млрд. рублей (74,3 %), (на 1 октября 2004 г. - 66,5 %), на приобретение топлива для предприятий ЖКХ – 31,5 млрд. рублей, фактически поступило – 25 млрд. рублей (79,2 %), (на 1 октября 2004 г. - 60,5 %), на формирование аварийного запаса МТР – 2,1 млрд. рублей, фактически поступило 1,5 млрд.рублей (74 %), (на 1 октября 2004 г. - 62,1 %).
Несколько лучше обстоят дела с финансированием предзимних работ в Приволжском федеральном округе – 83,8% и Уральском – 91,9%. Среди субъектов РФ недостаточно выделено финансовых средств для подготовки ЖКХ к зиме в республиках Саха (Якутия), Бурятия и Хакасия, Курганской, Новгородской, Астраханской, Кировской, Тульской, Костромской и Амурской областях.
Приобретение топлива для предприятий ЖКХ профинансировано недостаточно в республиках Бурятия и Хакасия, Алтайском крае, Читинской, Амурской, Костромской, Воронежской, Ульяновской, Астраханской областях.
Создание аварийного запаса МТР лучше проводится в Приволжском федеральном округе –85,9% от необходимого, хуже - в Северо-Западном –65,8% и Южном – 53,0%. Низкими темпами идет финансирование создания аварийного запаса республиках Калмыкия, Тыва, Приморском крае, Свердловской, Калининградской, Астраханской, Кировской, Тульской, Воронежской, Амурской и Кемеровской областях. В Кабардино-Балкарии и Псковской области средства до сих пор вообще не выделялись. Не запланированы средства на создание запасов МТР также в Волгоградской и Омской областях.
По сравнению с 2004 годом, в 2005 году значительно были снижены плановые задания: по подготовке жилищного фонда – на 200 млн. кв. м, по замене ветхих тепловых сетей на 2 800 км, по замене ветхих водопроводных сетей – на 1400 км, по созданию запасов топочного мазута – 750 тыс. тонн, по выделению средств на создание запаса материально-технических ресурсов для ликвидации аварий на объектах ЖКХ и, это при том, что на подготовку к зиме, региональные бюджеты выделили средств на 10 млрд. рублей больше.
Значительное снижение плановых заданий по замене ветхих тепловых и водопроводных сетей, при их ежегодно увеличивающейся протяженности, вследствие износа может иметь тяжелые последствия в период зимнего максимума нагрузок.
О ходе подготовки организаций энергетики ЕЭС России к работе в осенне-зимний период 2005/2006 года
Подготовка энергопредприятий к работе в зимних условиях состоит из комплекса мер. Эти меры включают решение нескольких комплексных задач:
1. Разработка плана организационно-технических мероприятий по подготовке энергопредприятий к работе в зимних условиях.
2. Обеспечение ресурсной базы, для устойчивого энергоснабжения экономики и населения страны, в том числе в зимний период.
3. Создание запасов топлива на энергообъектах Российской Федерации и обеспечение текущих поставок первичных энергоносителей организациям "большой" энергетики, котельным ЖКХ и населению.
4. Проведение ремонтной кампании всего парка действующего оборудования, объектов тепло- и электроснабжения, создание необходимых запасов материалов, оборудования и запчастей для обеспечения нормальной работы оборудования и оперативного устранения дефектов, возникающих в ходе эксплуатации энергообъектов.
5. Обеспечение финансирования для проведения работ и создания запасов топлива.
6. Получение до 15 ноября т.г. паспортов готовности объектами "большой" и "малой" энергетики.
7. Обеспечение федерального и регионального мониторинга реализации мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду.
Выполнение основных показателей балансов топливно-энергетических ресурсов
В конце 2004 года была начата подготовка предприятий энергетики. В первую очередь были разработаны и утверждены прогнозные балансы электрической и тепловой энергии, а также котельно-печного топлива, обеспечивающие потребности внутреннего рынка.
Основные показатели балансов топливно-энергетических ресурсов по состоянию на 1 сентября 2005 года суммарный объем добытых и произведенных первичных ТЭР в России составил 1129,4 млн. тут (тонн условного топлива), что выше уровня аналогичного периода 2004 на 19,9 млн. тут или 1,8%. Отставание от прогноза на 12,2 млн.тут (1,1%) связано с замедлением темпов роста нефтедобычи, что явилось следствием увеличения налоговой нагрузки на производителей в условиях роста мировых цен на нефть.
Поставка первичных энергоресурсов для внутренних нужд страны, за 8 месяцев 2005 г. составила 614,4 млн. тут, что выше уровня аналогичного периода 2004 г. на 4,9 млн. тут (0,8%).
Поставка основных видов нефтепродуктов на внутренний рынок составила 51,5 млн. тонн или 104,0% по отношению к уровню прошлого года.
Предприятиям электроэнергетики России за 8 месяцев 2005 года поставлено:
- газа 94 млрд. куб. м, на 0,2 млрд. куб. м (0,2%) выше уровня прошлого года
- угля 74,4 млн. т, на 1,4 млн. т (1,9%) выше уровня прошлого года
- топочного мазута 3,6 млн. т, что на 0,2 млн. т (5,9%) выше уровня прошлого года.
Таким образом, можно констатировать, что в целом, ресурсная база топливно-энергетического комплекса достаточна для обеспечения потребности экономики и населения России в энергоресурсах.
Электро - и теплоснабжение экономики и населения
Общая выработка электроэнергии за 8 месяцев 2005 года составила 615,8 млрд. кВтч, что на 13,8 млрд. кВтч (2,3%) превышает уровень 2004 года, при этом производство электроэнергии на тепловых станциях составило 399,4 млрд. кВтч, что на 9,6 млрд. кВтч (2,5%) выше уровня прошлого года и выше прогноза на 0,6%.
На атомных станциях выработка составила 96,3 млрд. кВтч, что на 3,1 млрд. кВтч (3,3%), но ниже прогноза на 4% в связи с проведением ремонтных и профилактических работ.
На гидростанциях выработка электроэнергии составила 120,1 млрд. кВтч, что на 1,1 млрд. кВтч (0,9%) выше уровня прошлого года и выше прогноза на 3,2%.
Производство тепловой энергии в январе - августе 2005 года составило 919, млн. Гкал, что на 20,3 млн. Гкал (2,3%) выше уровня 2004 года и выше прогноза на 1,2%.
Электропотребление в январе - августе 2005 года составило 610,1 млрд. кВтч, что выше уровня прошлого года на 11,9 млрд. кВтч (2,0%) и находится практически на уровне прогнозных показателей.
Запасы топлива на энергопредприятиях ЕЭС России
Большая часть электроэнергетики - это тепловые электростанции, для нормального функционирования которых требуется органическое топливо.
В соответствии с приказом РАО "ЕЭС России" "Об общем нормативном запасе топлива на 01.10.2005, 01.01.2006 и 01.04.2006 года" утверждены задания по нормативному запасу топлива на электростанциях РАО "ЕЭС России" на контрольные даты.
Аналогичные задания разработаны для электростанций АО-энерго, не входящих в холдинг: ОАО "Иркутскэнерго", ОАО "Татэнерго", ОАО "Башкирэнерго", ОАО "Новосибирскэнерго", ОАО "Бийская ТЭЦ-1".
На энергопредприятиях ЕЭС России большей частью созданы запасы топлива, превышающие нормативные.
По состоянию на 1 сентября 2005 года запасы топлива по ЕЭС России составили:
По углю - 16618,4 тыс. т, что составляет 119,5% от задания. По мазуту - 2634,9 тыс. т, что составляет 118,9% от задания. Однако, имеется незначительное отставание от норматива на некоторых предприятиях:
по углю - Череповецкая ГРЭС - 75,6%, ОАО "Читаэнерго" - 99,6%, Смоленская ГРЭС - 78,1%, Ливийская ГРЭС - 97,8%.
По мазуту - Липецкая генерирующая компания - 97,7%, Кубаньэнерго -94,7%, Пермская ГРЭС - 90,0%, Ставропольская ГРЭС - 55,5%, Пензенская генерирующая компания - 92,9%, «Ульяновскэнерго» - 72,0% .
Такое отставание в подготовке запасов топлива объясняется несколькими причинами. В некоторых случаях это связано с завершением проведения тендерных торгов для заключения договоров с поставщиками топлива, в других - с возросшими ценами на топливо. Нельзя сбрасывать со счетов и дополнительную загрузку тепловых электростанций, в связи с выбытием из баланса Балаковской АЭС.
Создание запасов газа в ПХГ (подземное хранилище газа)
По состоянию на 01.09.2005 запасы газа в ПХГ России составляю 55,13 млрд. м. куб., что меньше прогнозируемых показателей на 0,12 млрд. м. куб. (0,2%.) и меньше факта прошлого года на 3,48 млрд. м. куб. (6,3%).