на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Экспертиза > Проекты в регионах > «ОАЗИС» на Крайнем Севере

«ОАЗИС» на Крайнем Севере


19.09.2005

Опыт обустройства ледяной пустыни



Последние семь лет мне и моим коллегам посчастливилось работать в одном из наиболее динамично развивающемся регионе России - Ханты-Мансийском автономном округе. Перемены просто поразительны: среди тайги и болот обустроена развитая транспортная и инженерная инфраструктура, унылая пустыня стала комфортной средой обитания. И во всем этом есть большая заслуга местных работников ахитектурно-строительного комплекса, проделавших большую работу по созданию территориальной нормативной базы, регламента разработки и согласования проектно-сметной документации.

Вот, например, как это было в городе Урай (население – 40 тысяч человек), где наши специалисты находились, что называется, «внутри процесса». Проектирование, обсуждение, согласование и авторское сопровождение проекта мы прошли этапы вместе со всем городом. План модернизации получил название «ОАЗИС», основные принципы его были утверждены в 1998 году. В Департаменте градостроительной политики Ханты-Мансийском автономного округа с пониманием отнеслись к обращению администрации Урая. Было принято решение поддержать основные принципы проекта «ОАЗИС», создав на базе города своеобразный «полигон» для отработки новых идей и внедрение их на территории всего региона. Как стало ясно в дальнейшем, это был правильный выбор.
Поначалу концепция проекта носила во многом декларативный характер, хотя конечная цель формулировалась четко - изменить подход к системной организации городской среды, уйти от затратного механизма перманентного латания дыр, перейти от авралов «по случаю» очередного праздника к плановому профилактическому обслуживанию социальной инфраструктуры. Лозунгом проекта стал девиз – в Урае не будет задворков, мы строим оазис. Размытая концепция постепенно стала приобретать более четкие очертания. Появилась нужда в разработке и внедрении муниципальных отраслевых подпрограмм - «Светлый город», «Чистая вода» и ряда других, без чего обустройство комфортной среды проживания оказалось бы невозможным. Необходимость модернизации систем газификации, озеленения, теплоснабжения потянули за собой и другие проблемы.
Нам стало ясно, что без корректировки градостроительной документации внедрение проекта «ОАЗИС» ставится под угрозу. В первую очередь был определен механизм принятия решений, разработан регламент общественного обсуждения, экспертизы и согласования основных проектных решений. Активизировалась работа Градостроительного совета, был создан архитектурно-художественный совет, рассматривающий вопросы проектирования малых архитектурных форм, наружной рекламы, элементов ландшафтной архитектуры. Завершение обсуждения состоялось на заседании Градостроительного совета Ханты-Мансийского автономного округа, где высококвалифицированные эксперты специалисты одобряли или браковали предлагаемые варианты. Средства массовой информации города и округа информировали общественность о принятых решениях. Такая, на первый взгляд, сложная и многоуровневая система прохождения документов позволила делать взвешенные шаги, избежать серьезных ошибок, получить поддержку и консультационную помощь архитекторов, инженеров, экономистов и организаторов строительного производства.
Надо отметить, что в Урае к тому времени сложилось и уверенно работало Управление архитектуры и градостроительства, включающую отдел геодезии, группу кадастра и полноценный проектный отдел. В результате львиная доля рабочей документации по выполнению благоустроительные работы была сделана собственными силами. Новшеством стало выведение должности главного архитектора города из состава Управления с подчинением его главе города и курирующему капитальное строительство вице-мэру. Это освободило главного архитектора от несвойственных функций и позволило сосредоточиться на решении проблем, непосредственно связанных с архитектурой и градостроительством.
В течение 1999-2002 годов совместно с Департаментом градостроительной политики автономного округа, администрацией города и специалистами нашего предприятия был разработан ряд концептуальных и градостроительных проектов, в том числе концепция колористического зонирования, проект рекреационных зон городских территорий (в частности, ландшафтно-рекреационная зона «Перекресток времен»), схема планировок основных микрорайонов, размещения торговых и остановочных комплексов. В 2003 была начата и в 2004 году выполнена корректировка генерального плана города. Совместно с Управлением капитального строительства города и профильными муниципальными предприятиями (МП Энергия», «Водоканал», дорожными службами) велась активная подготовка к началу строительства. Проводились технические совещания, на которых определялись направления работ, велась координация действий служб и ведомств, определялись контрольные сроки начала и окончания производства работ по конкретным объектам.
Результат этой большой, слаженной и системной работы очевиден. Урай занял первое место в конкурсе «Самый благоустроенный город Ханты-Мансийского автономного округа» и третье место в финале конкурса «Самый благоустроенный город России». Но главное, чем мы можем гордиться, это признанием людей, которые стали относиться к Ураю не как к месту вынужденного пребывания, а обустроенному комфортному месту жительства.

 




Информационный центр реформы ЖКХ

Автор: Александр Медведев, член Союза архитекторов России, главный архитектор УНИИ КХ
 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта