Сергей Борисович, можно привести примеры каких-либо успешных коммунальных проектов в регионах, или точнее в муниципалитетах?
В России достаточно большое количество историй, когда есть серьезные успехи в преобразованиях жилищно-коммунального комплекса. Если говорить о том, что такое успехи в жилищной сфере, то я бы выделил два аспекта. Главное в реформе жилищного сектора – это развитие инициативы как со стороны заказчика - населения (путем создания товариществ собственников жилья), так и со стороны исполнителей услуг – жилищных организаций. Это демонополизация услуг, это приглашение частного бизнеса в жилищный сектор для того, чтобы эти услуги оказывали на конкурентных условиях. Поэтому можно выделить две проблемы: демонополизация заказа и предложения. Где ситуация решается достаточно интересно? Очень интересна ситуация в Череповце, который занимается этой проблемой достаточно давно. Есть серьезные успехи по созданию ТСЖ в Великом Новгороде. Активное участие частного бизнеса в реформе жилищного сектора наблюдается в г. Ангарске Иркутской области. В Перми работает более 1200 товариществ собственников жилья, есть успехи по деприватизации жилищного фонда в Петрозаводске, Челябинске, Нижнем Новгороде, в Чебоксарах. Но пока нельзя говорить, что у нас все проблемы решены. Одна из серьезных проблем – это ситуация, связанная с монетизацией льгот. Практически везде бюджет не возмещает в полной мере предоставленные населению льготы. Но, тем не менее, локальных успехов достаточно много. Если брать коммунальный сектор, то главная задача здесь – прозрачность тарифообразования, формирование привлекательных условий для того, чтобы пришли частные операторы и инвестиции. За последние годы массовым явлением стал приход в коммунальный сектор структур, аффилированных с крупными ФПГ. Здесь есть и негативные моменты, потому что не всегда это делается публично, а кулуарно, с соблюдением интересов конкретных сторон. Но есть уже и практика публичного прихода, и есть уже конкретные позитивные результаты, т.е., в целом тенденция, безусловно, позитивная. Главное – законодательно поддержать и урегулировать этот процесс, в частности, принятием закона о концессиях.
Если говорить об успехах общенациональных операторов, то внимания заслуживают истории аренды Пермского водоканала (Новогор-Прикамье), Омского водоканала (Евроазиатским партнерством), Оренбуржского водоканала («Росводоканалом»). Есть история работы более чем в 15 городах «Российских коммунальных систем».
-От каких факторов в первую очередь зависит успешная реализация проекта в сфере ЖКХ?
-Мы много внимания уделяем анализу причин успехов и неудач. Складывается достаточно серьезная ситуация, потому что на вопрос «кому нужна реформа коммунального сектора» достаточно трудно найти позитивный ответ. Главным действующим лицам она как раз не нужна. Главные действующие лица на сегодняшний день – это органы местного самоуправления и население. Население ассоциирует реформу с повышением тарифов, и правильно делает, потому что ничего другого сегодня в большинстве мест не происходит, поэтому относится к реформе негативно. А местные органы власти объективно не заинтересованы в проведении реформы, потому что проведение реформы – это потеря административного ресурса, это формализация многих административных отношений, перевод их в договорные, экономические. Никто сам себе харакири делать до особых обстоятельств не хочет. И очень серьезный вопрос, - какие включить рычаги, чтобы заинтересовать население? Население у нас можно заинтересовать воспитанием, информацией, новыми возможностями. И реформа действительно дает новые возможности, но через какой-то промежуток времени. Взять ответственность на себя в собственном доме, принять грамотное решение по его содержанию, и в конце концов сэкономить деньги, сэкономить свои семейные расходы – вот то, что дает реформа. Но это определенная технологическая цепочка, это не один шаг, по этой дороге надо пройти. Что касается местных властей, здесь та же ситуация – реформа движется тогда, когда есть позитивный и негативный стимул. Позитивный стимул – это сэкономить деньги. Точно также можно было бы говорить о таком стимуле на уровне местных бюджетов, если бы мы сократили расходы на ЖКХ, и слегка увеличили возможность расходов по другим направлениям и нуждам. К сожалению, поскольку наша бюджетная сфера зависима сверху, сокращение расходов по ЖКХ приходится на резкое сокращение доходов муниципальных образований. Поэтому муниципальные образования особенно не стремятся сократить расходы на ЖКХ. Ну и понятно, что добровольно никто ничего делать не будет, поэтому здесь должна заработать система запретительных побуждений. Это должно быть прописано на уровне законодательства. Сейчас такой процесс происходит, потому что в Законе о местном самоуправлении эти моменты достаточно жестко прописаны, процесс движется. Однако законодательная база еще не сформирована окончательно, необходима правоприменительная практика этих норм.
И пока, если говорить жестко, - успехи реформы - это дело энтузиастов, а не системного процесса. И очень важная задача – перейти от энтузиазма к системности.
-На каком этапе сейчас находится реформа?
-Реформа подразумевает две задачи. Первая – это повышение эффективности рыночного сектора путем введения конкуренции, создания прозрачных тарифов, регулирования цен. Вторая задача – сокращение бюджетных расходов государства на ЖКХ. У нас коммунальные услуги перестают быть общественным благом, и становятся предметом личного потребления. А задача государства – обеспечить стабильное функционирование системы в условиях определенного стандарта. Вторую задачу государство решает, потому что эта задача решается административным путем - сокращением бюджетных расходов и формированием адресной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг (программа жилищных субсидий). Государство вполне адекватно решило эту задачу, и сейчас федеральный стандарт по уплате коммунальных услуг уже составляет 100% и распространяется на регионы. Половина страны платит по этому стандарту, а значит, эта задача уже на финише. А первая задача – как внедрить экономику в этот сектор - практически не решена. Ее мы только начинаем решать. Как привлечь бизнес, по каким правилам выстраивать отношения сторон, где ответственность власти и где ответственность потребителей?
- Можно ли на сегодняшний момент всерьез говорить о том, что уже есть какие-либо минимальные условия, сформированные для того, чтобы привлекать в отрасль малый бизнес?
-Все, что связано с жильем – это все сфера малого бизнеса. Потому что жилье должно управляться пообъектно, жилье – это масса мелких работ, и все работы связаны с подрядом по содержанию жилья – это поле для малого бизнеса. Есть города, где 100% обслуживание жилья проводится на конкурсной основе частным бизнесом. В том же Ангарске все ЖКХ управляется частными компаниями.
Если говорить о коммунальных системах, то это, конечно, не сфера деятельности малого бизнеса, потому что она очень капиталоемка. Сразу вложиться может тот, кто располагает серьезными ресурсами. Малый бизнес в этом смысле предельно ограничен. Поэтому управление коммунальной инфраструктурой – это дело все-таки не малого бизнеса, а среднего или крупного. Но тут тоже есть возможность для привлечения и развития малого бизнеса. С чем оно связано? Если сравнить структуру затрат российского и западного водоканала, то на западном водоканале 50% работ выполняется на условиях подряда. Автопарк – чужой, все сезонные работы – по контрактам. У нас все традиционно, по «советской системе». Оптимизация работы коммунальных служб заключается в том, что многие виды деятельности, которые не носят непрерывный характер, переводятся на подрядный принцип. И тогда это поле для малого бизнеса. Но это длительный процесс. Там, где частный бизнес приходит к управлению крупными инфраструктурными объектами, это начинает происходить.
-Как вы оцените восприятие реформы населением, образ реформы за прошедшие 2 года, с момента 2003 года и сейчас? Есть ли позитивные изменения?
-Очень важно, что случилось за три года – стоимость оплаты жилищно-коммунальных услуг выросла фактически в два раза. И никаких социальных последствий за этим не последовало. И это само по себе показательно и важно.
После финансового кризиса жилищно-коммунальный сектор выступил эдаким социальным донором, «смягчающей подушкой». Все цены в магазинах выросли в 4 раза, а тарифы на ЖКУ - на 20-30%. Это отразилось крайне серьезно на предприятиях, отсюда идет та колоссальная задолженность, которую отрасль имеет на сегодняшний день. Началось то, что называли отложенной инфляцией. Начиная с 2002 года процесс пошел в обратную сторону. И обнаружились два явления – быстрее начала расти стоимость услуг жилищно-коммунального комплекса, плюс увеличилась доля оплаты населения. Темпы роста стоимости коммунальных услуг были экстремально высокими - в среднем больше 30% за год. И это, нужно честно сказать, практически никак не влияло на улучшение качества. Эти деньги шли на погашение тех проблем, которые были созданы раньше. Оба периода сейчас практически пройдены. Правда, еще висят проблемы, связанные с ценообразованием на газ и электроэнергию, которые для ЖКХ просто критичны. Население не в восторге от того, что происходило три года, отчасти и от того, что адекватного объяснения происходящему не было. Но очень важно, что в итоге это не привело к серьезным социальным последствиям. Это и в силу того, что доходы растут достаточно быстро в последние годы, но все-таки главное – в том, что перелом в восприятии уже произошел. Я бы не сказал, что население стало относиться к реформе лучше, но оно показало свою терпеливость.
-В апреле этого года Владимир Путин поставил задачу увеличения рынка доступного жилья в России в два раза к 2010 году. Каким образом две задачи –массовое строительство качественного и доступного жилья для граждан и реформа коммунального сектора между собой пересекаются и идут либо вместе, либо порознь?
-Есть две важные составляющие проблемы. Первая – технологическая. Для того, чтобы много строить, нужна коммунальная инфраструктура. Один из лимитирующих факторов, связанных со строительством жилья – это отсутствие необходимых объектов коммунальной инфраструктуры, отсутствие прозрачных систем подключения. Поэтому одно из важных условий серьезного увеличения жилищного строительства - это развитие инфраструктуры и коммуникаций. Вторая составляющая тоже очень важна. Баланс спроса и предложения на рынке жилья еще и подразумевает стоимость за его содержание. Сейчас эта составляющая совершенно искажена. Потому что если мы не платим полную стоимость жилья, то мы хотим жить лучше, чем можем себе позволить. И в этой связи очень важно понимать, к какому конечному результату мы придем в итоге реформы ЖКХ с точки зрения стоимости жилищно-коммунального обслуживания. Когда мы говорим о рынке доступного жилья, мы должны думать и о том, сколько будут стоить издержки по содержанию жилья и предоставлению коммунальных услуг.. Эти две проблемы тесно связаны. О первой проблеме говорят. По второй серьезной аналитической работы пока нет, и она требуется уже сейчас.