на главную e-mail карта сайта
Информационный центр реформы ЖКХ
поиск
+расширенный поиск
Новости | События | Публикации | Экспертиза | Форум | Ссылки | О проекте | ЖКС России | Реклама  
главная > Экспертиза > Проекты в регионах > Планирование внедрения систем экологического менеджмента ISO 14001:2004 и менеджмента качества ISO 9001:2000 на предприятии ВХК

Планирование внедрения систем экологического менеджмента ISO 14001:2004 и менеджмента качества ISO 9001:2000 на предприятии ВХК


16.06.2005

Опыт ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»



1. Выбор очередности в разработке систем  менеджмента
Варианты могут быть разные:
1.1. Сначала разработка только системы экологического менеджмента (СЭМ) по  международному стандарту ISO 14001:2004. Затем разработка системы менеджмента качества (СМК) по международному стандарту ISO 9001:2000.
1.2. Сначала разработка СМК по международному стандарту ISO 9001:2000. Затем разработка СЭМ  по международному стандарту ISO 14001:2004.
1.3. Одновременная разработка СЭМ и СМК.
1.4. Разработка системы профессиональной безопасности и здоровья по международному стандарту OHSAS 18001 может быть осуществлена на любом из этапов создания систем.
Для Предприятий ВКХ  более оптимальным считаем следующий порядок разработки систем:
-         СЭМ – по ISO 14001:2004
-         СМК – по ISO   9001:2000
Система профессиональной безопасности и здоровья – по OHSAS 18001

2. Выбор консалтинговой фирмы
Выбор консультантов рекомендуется проводить путем переговоров с разными организациями. В результате переговоров следует определить компетентность специалистов, предыдущий опыт, включая отзывы (даже личные) организаций, которые уже пользовались услугами данной консалтинговой фирмы. Даже по деталировке коммерческого предложения можно судить о грамотности той или иной консалтинговой фирмы.
Лучше отечественные специалисты, но с опытом консалтинга зарубежных или совместных предприятий.


3. Обучение высшего руководства
Курсы должны пройти 5-10 человек из высшего руководства Предприятия, включая первого руководителя. Без этого занятия эффективность разработки будет нулевая. Руководитель должен назначить своего представителя по разработке системы и представить его всем остальным.


4. Выбор пилотного филиала
Если на Предприятии работают более 1000 сотрудников и есть филиалы или обособленные структурные подразделения, руководители которых имеют право найма персонала, то можно начать разработку СЭМ в одном структурном подразделении. После 5-6 месяцев полученный опыт можно будет распространять на другие филиалы и аппарат управления.


5. Создание Рабочей группы
5.1. На Предприятии должна быть создана Рабочая группа (РГ) по созданию и внедрению СЭМ. В составе этой группы могут быть заместители руководителей структурных подразделений, специалисты в области охраны окружающей среды. Состав групп от 5 до 15 человек в зависимости от масштаба Предприятия.
5.2. Члены рабочей группы должны пройти углубленное обучение основам СЭМ с помощью консультантов.
5.3. Затем под руководством членов РГ с помощью специалистов Предприятия и консультантов проводится обследование Предприятия с целью определения начального состояния существующей системы управления и соответствия ее требованиям международного стандарта ISO 14001:2004. Обследование завершается составлением обзора.
5.4. На основании обзора разрабатывается Экологическая политика Предприятия и цели в области охраны окружающей среды.
5.5.Члены РГ с привлечением специалистов Предприятия и консультантов разрабатывают руководство по СЭМ и необходимые системные процедуры.


6. Внутренний аудит
6.1.Консультанты обучают внутренних экологических аудиторов и проводят учебный аудит.


7. Внедрение СЭМ
7.1. Издается приказ о начале внедрения СЭМ по разработанным документам.
7.2. В подразделениях в соответствии с разработанными процедурами:
- фиксируется распределение ответственности в рамках СЭМ;
- заполняются формы, являющиеся приложением к функциональным процедурам;
- выявляются значимые экологические аспекты;
- устанавливаются плановые экологические показатели;
- утверждаются программы по достижению плановых экологических показателей;
- определяются законодательные и иные требования, которые Предприятие намерено выполнять;
- определяется персонал, требующий обучения и составляются учебные планы (включая внутренних аудиторов СЭМ);
- уточняются потенциальные аварийные ситуации и разрабатываются предупреждающие действия;
- по окончании года высшим руководством Предприятия проводится анализ функционирования СЭМ.
7.2. Запускается в работу механизм внутренних экологических аудитов.
7.4. Далее есть смысл провести внутренний экологический аудит силами консалтинговой организации. Как правило, этот аудит строже и принципиальнее всех остальных, включая сертификационный и надзорный.
7.5. Обнаруженные несоответствия при аудите консультантов устраняются.


8. Выбор сертификационной компании
8.1. После работы СЭМ в течение нескольких месяцев (3, 6, 8) окончательно выбирается сертификационный орган или органы. Сертификационный орган может быть как национальный, так и международный. Могут быть два одновременно. В этом случае в одной бригаде внешних аудиторов работают представители двух сертификационных компаний.
В случае сотрудничества Предприятия ВКХ с международными инвесторами предпочтительнее предъявлять СЭМ иностранной сертификационной компании. В этом случае выбранная компания должна иметь высокую репутацию, с одной стороны, и не слишком педантичные способы работы с другой стороны.


9. Сертификационный аудит
9.1. Проведением сертификационного аудита силами внешних аудиторов заканчивается только один из этапов создания СЭМ. В последующие годы будет необходимо поддерживать СЭМ и постоянно ее улучшать. Ежегодные надзорные аудиты, проводимые в будущем, не заменят каждодневной работы всего коллектива. Необходимо не забывать, что если 30% усилий по созданию СЭМ уходят на разработку необходимой документации, то 70% на обучение персонала, умение жить и работать по правилам СЭМ.

10. Замечание первое
Если система пробуксовывает и не работает, то одно из двух: либо созданные документы не реалистичны и их следует срочно дорабатывать, либо персонал не работает по созданным документам из-за ошибок в распределении ответственности, необязательности или неспособности руководителей работать по-новому. В этом случае необходимо работать с персоналом.

11. Замечание второе
Анализ руководства работоспособности СЭМ должен быть основан на материалах статистики, конкретных цифрах и данных анализа нижестоящих руководителей. Принцип: делай, как написано и фиксируй, что ты делаешь в работе СЭМ значительно облегчает проведение анализа всех элементов СЭМ.


12. Разработка СМК

В случае разработки сначала СЭМ, а затем СМК понимание персоналом стоящих перед ними задач значительно облегчается. Учитывая, что природоохранная деятельность сопровождает Предприятия ВКХ в каждодневной работе, внедрение сначала СЭМ на базе международного стандарта ISO 14001:2004 представляется достаточно обоснованным и легче воспринимается персоналом.
В случае разработки СМК на международного стандарта ISO 9001:2000 после создания СЭМ внедрение системы менеджмента качества проходит с меньшими затратами времени и меньшим количеством ошибок.
Состав Рабочих групп по СМК желательно иметь на 50-90% из состава РГ по СЭМ. В этом случае притирание элементов СМК и СЭМ проходит наименее болезненно.

13. Замечание третье
К выбору ответственных за СЭМ и СМК необходимо подходить очень ответственно. Ошибки на этом этапе очень быстро сказываются на всем процессе создания и внедрения. Представитель руководства или ответственный за разработку СЭМ или СМК должен:
- знать работу и процессы Предприятия ВКХ;
- иметь авторитет у руководителя
- пользоваться уважением в коллективе
Отсутствие одного из трех условий часто приводит к существенным потерям времени и, главное, в значительной степени дискредитирует саму идею создания СЭМ и СМК.

14. Замечание четвертое
Ни в коем случае не должно быть исключено из работы по СЭМ и СМК высшее руководство Предприятия, включая первого руководителя. Только демонстрация воли первым руководителем в деле создания и внедрения СЭМ и СМК могут обеспечить успех.

15. Замечание пятое
Процесс создания СМК методически не отличается от создания СЭМ. В тоже время стоит обратить внимание на следующее:
- разработка такого документа как цели в области качества, требует большой подготовительной работы, начиная от определения, что такое услуга водоснабжения или водоотведения и в каких единицах может количественно измеряться качество этих услуг и заканчивая ответом на вопрос, кто является потребителем услуг, например, водоотведения;
- постановка целей в области качества оказываемых услуг с определением сроков должна быть подробно обсуждена и соответствовать возможностям Предприятия;
- процессный подход в рамках международного стандарта ISO 9001:2000 предполагает определение процессов и подпроцессов, что требует от членов Рабочих групп и привлекаемых специалистов хорошего знания всех элементов управления производством. Выбор критериев эффективности установленных процессов и подпроцессов это сложный вопрос, правильное решение которого будет в дальнейшем сказываться на работе всей СМК.


16. OHSAS 18001

Создание системы профессиональной безопасности и здоровья по OHSAS 18001 может быть организовано на любой стадии разработки других систем менеджмента.
На крупных предприятиях ВКХ есть смысл разнести во времени создание трех систем. Персоналу будет легче понимать происходящее. В то же время персонал, принимающий участие в создании системы по OHSAS 18001 несколько из других структур Предприятия, нежели специалисты по СЭМ и СМК. Это необходимо учитывать при интеграции всех трех систем в единую систему менеджмента.

17. Замечание шестое
В современной практике нет однозначного понимания и четких критериев, какие системы СЭМ, СМК, профессиональной безопасности следует считать интегрированными, а какие нет.


На май 2005 года в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" разработаны и сертифицированы: СЭМ по международному стандарту ISO 14001:1998 и система профессиональной безопасности по OHSAS 18001:1999. Система менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2000 разработана и находится в стадии внедрения. Ориентировочный срок сертификации СМК – конец 2005 года.



 

Заместитель директора Департамента
охраны окружающей среды и качества А.П. Киримитчиев




ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"

Автор: А.П. Киримитчиев
 


Главная Информация о реформе Новости События Публикации Экспертиза О проекте Форум Ссылки
на главную e-mail карта сайта